УДК 17

ББК 87.5

А-13

Абдулаев Т.М. 

Философия самбо / Под ред. Юнацкевича П.И. - СПб.: Институт государственного управления Академии экосоциальных технологий, 2022.

 

Серия книг: Нравственный путь человечества

 

Редактор:

Юнацкевич Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор Института медицины и информальной юстиции, президент Академии экосоциальных технологий

 

Рецензенты:

Шестаков Василий Борисович, российский государственный, спортивный, политический и общественный деятель, Заслуженный тренер РСФСР, мастер спорта России по дзюдо, мастер спорта России по самбо, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, почетный профессор Института государственного управления АЭСТ.

Герасимов Юрий Николаевич, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доктор экономических наук,  мастер спорта СССР международного класса по самбо и дзюдо, директор Института государственного управления Академии экосоциальных технологий.

 

Самбо способствует выработке самодисциплины, формированию нравственного основания и качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных соблюдать нравственное правило III-C: не вредить себе (C1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; защищать от вредителей себя, соседей, среду обитания. Самбист в состоянии постоять за себя, своих близких и родных, за Отечество, за весь мир. 

Стать самбистом, значит стать добровольцем нравственного пути: не вредить и защищать себя, других и общество от агрессоров и вредителей. 

Основное содержание философии самбо: не вредите - невредимы будете.

Работа предназначена для учителей физической культуры образовательных учреждений, тренеров самбо и самбистов, а также всех, интересующихся философией самбо и патриотов России.

 

Философия самбо

 

Самбо – вид спортивного единоборства, основанный на нравственной, волевой, физической, военной патриотической и гражданской подготовке. 

Самбо включает в себя две дисциплины: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.

Самбо — это наука обороны без оружия. Она учит самозащите, формирует нравственное научное мировоззрение, твердый характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в профессиональной и общественной деятельности, служении и защите Отечества.

Самбо способствует выработке самодисциплины, формированию нравственного основания и качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных соблюдать нравственное правило III-С: не вредить себе (C1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; защищать от вредителей себя, соседей, среду обитания. Самбист в состоянии постоять за себя, своих близких и родных, за свою Родину, за весь мир. 

Стать самбистом, значит стать добровольцем нравственного пути: не вредить и защищать себя, других и общество от вредителей, социальных паразитов, агрессоров. 

Основное содержание философии самбо: не вредите - невредимы будете.

Не вреди себе!

Не вреди соседу!! Иначе сосед навредит тебе.

Не вреди среде!!! Иначе среда навредит тебе.

Чтобы не навредить себе, нужно не вредить другим людям и среде обитания - то есть стать добровольцем нравственного пути. Не вреди себе - здесь и сейчас; защищай без оружия себя и других - и ты обеспечишь светлое будущее себе и своим потомкам, нравственный путь всему человечеству.  

Нравственность заключается в непричинении вреда себе, соседям, среде обитания.  Другие люди определяют жизненный путь каждого человека. Они оценивают и обсуждают любого гражданина или (и) начальника.  Если другие установят, что от этого конкретного гражданина или (и) начальника есть вред, то доверия к нему НЕТ. Поэтому вредитель, утративший доверие, тут же становится объектом влияния других. Это влияние может  быть разным, опасным и даже смертельным. Чтобы избежать вреда от других, вредитель может спастись, встав на нравственный путь. Для самосохранения ему важно перестать вредить другим, чтобы в итоге не вредить себе!

 

Нравственный путь – философия  самбо!

На нравственном пути самбист идет к победам вначале над собой, осуществляя каждый день выбор по совести, по справедливости, по правде, по закону, не вредя себе и другим, защищая себя и других.

Только на нравственном пути самбист может  одержать победу в схватке с любым безнравственным противником. Так самбист своими достижениями в спортивных и боевых схватках становится ярким примером для подражания молодежи.

Самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию нравственно-волевых и морально-психологических качеств. Занимаясь физической культурой, спортом, самбо, как наш Президент России Владимир Владимирович Путин - вы уже на нравственном пути.

Нравственная идея защиты без оружия исходит из далекой истории народных видов борьбы против своих завоевателей, эксплуататоров и  угнетателей.  

Традиции самбо основаны на борьбе без оружия с вооруженным противником, который служит захватчику, поработителю, вредителю народа. Это условие (необходимость защиты без оружия) стала источником создания таких национальных видов борьбы как:

кулачный бой;

русская, грузинская, татарская, казахская, узбекская борьба; 

финско-французская, вольно-американская, английская борьба ланкаширского и кемберлендского стилей;

швейцарское, японское дзюдо и сумо;

а также другие виды единоборств.

Система самообороны без оружия включила всё передовое и целесообразное. Она стала открытой всему миру. Самбо стало всемирным видом единоборств, боевой и служебной подготовки военнослужащих и полиции России и других стран мира.

Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя нравственные принципы народов, передавших самбо свой нравственный культурный код: не вреди и защищай. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. 

Сегодня дети, юноши и девушки, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт нравственного поведения.

 

Духовные ценности самбиста

Быть самбистом, значит быть патриотом.

Патриотизм – чувство гордости за свое Отечестве, свое положение в обществе, свою работу и уровень жизни, историю членов своей семьи,  и желание защищать Отечество с оружием в руках.  Патриотизм возникает в результате нравственных действий руководителей органов государственной власти, установления справедливости в государстве и обществе, которая чувствуется каждым гражданином, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.

Воспитанность самбиста – качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях. 

Образованность самбиста – качество, которое характеризует сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности. Образованный самбист становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана, манипуляций, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом (чтобы здраво поступать, нужно всё оценивать и обсуждать), разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности.

Вера самбиста – внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт борьбы, физического развития, созидательной деятельности. Позволяет объединяться, кооперироваться, осуществлять совместную деятельность.

Верит самбист Отечеству, Президенту и правительству России в их нравственную политику, подкрепленную справедливым разрешением всякого государственного дела.

Великодушие – чувство самбиста, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека и преодолением умственной скромности.

Взаимопомощь – привычка самбиста защищать, помогать,  поддерживать других  людей, казавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации. 

Взаимоуважение – привычка самбиста выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии. Формируется в процессе нравственного воспитания и обучения. Закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны руководителей всех уровней власти к конкретному человеку.

Гуманизм – нравственное чувство самбиста, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям. Главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности. Гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям и созидает для них.

Дружба – процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга.

Коллективизм – чувство личной ответственности за благополучие других людей, с которыми самбист вместе созидает.

Любовь – чувство глубокой привязанности и устремлённости мужчины и женщины, взаимно ставшими объектами симпатии, увлеченности, создавшие друг для друга чувство безопасности и безвредности совместной деятельности. 

Милосердие — чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности.

Надежда - положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения. 

Нравственность – это общее выражение свойств самбиста, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

Ответственность за судьбу Отечества – чувство человека, характеризующиеся переживаниями личной ответственности за происходящие в Отечестве события и  осуществление действий, направленных на противодействие внешним и внутренним врагам Отечества.

Приоритет духовного над материальным выражается в преобладании идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения. Несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения.

Служение Отечеству – активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам. Формы участия могут быть формальными и неформальными. Формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности. 

Неформальное служение Отечеству – это когда гражданина, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества. 

Спортивное братство – это дружба спортсменов, скрепленная должной спортивной физической подготовкой, воспитанием и обучением, соревнованиями.

Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению. Совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля.

Совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов. В качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинение вреда себе и другим людям. СО-Весть – это Совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека. Утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер. Человек без совести – социопат. Он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия.

Справедливость – чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага. 

Традиционные ценности - передаваемые из поколения в поколение и культивируемые нравственные ориентиры самбиста, формирующие его мировоззрение, цели и способы жизнедеятельности, лежащие в основании цивилизационной идентичности России, проявляющиеся в неповторимом и самобытном духовном и историческом развитии многонационального российского народа и обеспечивающие гражданское единство страны.

Нравственные ориентиры человека определяются его нравственностью.

Товарищество – это отношения между людьми, которые создает и поддерживает самбист, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности.

Установление справедливости - справедливость устанавливается и поддерживается нравственными действиями самбиста, других граждан и организаций.  Для этого государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения  государственной власти  и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость. Безнравственность самбистом, обществом и государством  осуждается, недостойное и вредное поведение  граждан публично порицается.

Самбисты оценивают действия руководящих  кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.

Несоблюдение нравственных норм  является основанием  для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует  общественную и государственную безопасность.

Самбист регулирует свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.

Честь -  обладание самбистом рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека. Бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий. 

Этическая оценка – это способ улучшения себя и других людей, который осуществляется в форме оценки нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях предупреждения безнравственного поведения.

Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется обществом и государством.

Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им.

Негативная этическая оценка удерживает человека от несправедливых действий по отношению к другим людям.

 

Нравственный путь самбиста

Нравственный путь самбиста: не вреди и созидай для себя и других людей.

У нравственного пути нет явных противников и врагов. Никто сегодня открыто не может выступать против нравственности. 

Научная база идеологии нравственности, разработанная и апробированная Институтом нравственности (Санкт-Петербург): 

ГЭП – глобальный экологический принцип – не вредить себе, другим людям и среде обитания.

ГНЭП – глобальный нравственный этический (поведенческий) принцип – вести себя надо так, чтобы не вредить другим себе, другим людям и среде обитания.

Нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей среды мыслью, словом, делом.

Ценности идеологии нравственности:

основная ценность каждого человека – это он сам, а также другие люди, среда обитания, которым нельзя вредить, для которых надо созидать, чтобы не навредить себе, и созидать для себя;

абсолютная ценность – нравственный человек, который не вредит себе, соседям среде и созидает для себя, соседей, среды обитания.

Противостоит идеологии нравственности деструктивная идеология денег, или монетаризм, вера в деньги как в Бога.

Для сравнения – ценности деструктивной идеологии денег:

основная ценность – деньги;

абсолютная ценность – очень большие деньги.

Человека тут нет как ценности, поэтому людей намеренно лишают денег, ограничивают в потреблении, правах и свободах, заставляют жить так, как будто они уже умерли. 

С этой агрессивной идеологией самбисты расстаются, вставая на нравственный путь.

Основной метод идеологии нравственности: дискурсивно-оценочный метод (ДОМ), который заключается в организации открытого обсуждения и массовой оценки социально-значимых  действий и субъектов в режиме реального времени. 

Чтобы здраво поступать, нужно всё оценивать и обсуждать!

Визуализация обратных социальных связей позволяет осуществить гуманную коррекцию поведения субъекта, который причиняет вред другим людям.   Без применения этого метода коррекция паразитического поведения субъекта обычно носит летальный характер. Применение дискурсивно-оценочного метода позволяет запустить ротации лиц, чтобы уберечь их от летальных репрессий и обеспечить баланс справедливости в отношении других людей, всего обществ в целом.

Средство идеологии нравственности – дискурсивно-оценочные сети со встроенной этикой, включающей в себя ГЭП, ГНЭП, С-III.

Наша национальная идея, идеология – это идеология нравственности: не вреди и созидай. Разделяя эту идею, каждый из нас становится на нравственный путь России и всего человечества.

В этой связи на новом этапе развития самбо как мирового вида единоборства, самозащиты без оружия, мы философию самбо обогащаем идеей и практикой нравственного пути.

Быть самбистом, значит стать добровольцем Великого нравственного пути России и всего человечества!

Философия самбо, с которой будущий самбист начинает знакомится, начинается с освоения понятия «нравственное поведение самбиста»:  

не вреди и защищай; 

нравственное правило III-C:  не вредить себе (C1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; защищать от вредителей себя, соседей, среду обитания;

Самбо – это самозащита без оружия и нравственный путь!

 

Полный текст работы доступен для копирования

 
Вложения:
Скачать этот файл (Философия самбо.pdf)Философия самбо[Формирование нравственного научного мировоззрения самбиста]1592 kB
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт государственного управления.

^ Наверх