Печать

Герасимов А.Ю.,  Герасимов Ю.Н., 

Усманов М.У., Эсеналиев Т.Д., Эсеналиев Ч.Т.

 

Мы пытаемся оценить духовные сокровища древнего мира, в том числе народные игры с точки зрения западных обывателей, используя идеологию неумеренного потребления и концепции развития, которые объективно привели наш мир к грани разрушения. Учёные называют это системным кризисом, а писатели – язвами капиталистического мира.

Всех богатств, созданных нашими предками, которые жили непосредственно в лоне природы и в удивительной гармонии с ней мы не сможем понять, пока не приблизимся вновь к ней и не изменим парадигмы самого нашего существования. Игры кочевых народов мира хранят мудрость веков. Нам же необходимо сохранять и культивировать игровые традиции и обычаи. В определённое время, знания и навыки древности сыграют ключевую роль в выводе мира из цивилизационного тупика. Именно они могут стать пресловутым пятым элементом спасения мира.

В культуре народов Евразии существует игра альчики, известная также как кости, бабки и пр. Целью статьи является изучение географии распространения игры в кости и ее компаративный анализ. Материалами исследования послужили историко-этнографические труды, фольклорные сборники, привлекались материалы живописи и скульптуры. Были использованы два метода работы — сравнительно-сопоставительный и историко-географический. Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа вводится понятие игровой сюжет, или элемент, образующий структуру игры и определённую последовательность правил проведения. Игровой сюжет выступает универсальным понятием, что и позволяет сделать его единицей для сравнения элементов культуры.

Историко-географический подход выявляет относительно чёткие географические границы. Игровой инвентарь состоял из большого числа суставных косточек мелких животных, обговоренное число которых игроки и выбивали особой костью — битой. Кости, упавшие выигрышной стороной, забирались победителем. Самые ранние археологические свидетельства отсылают нас к третьему тысячелетию до нашей эры (династия Ур). Игра в кости была известна на всем пространстве Евразии от Атлантики до Тихого океана, от Кольского полуострова до Малой Азии. Зафиксирован один эпизод в Северной Америке. Игра была чрезвычайно популярна у скотоводческих народов Евразии, а также на Кавказе; в Средней Азии в ней принимали участие не только дети, но и взрослые мужчины. Исключительно мужской характер игры, наказания за проигрыш и некоторые другие моменты позволяют утверждать происхождение игры из ритуала. Выдвинута гипотеза, что подобный игровой сюжет мог появиться из обряда, появившегося в период приручения животных. Записи игры у народов, проживающих в удалении от евразийского пояса степей и не имеющих прямого отношения к овцеводству, позволяют проследить возможные контакты в древности, до освоения ими современных территорий расселения.

Авторитетный исследователь рубежа XIX–XX века А. Гомм упоминает о такой игре в графстве Суссекс [Gomme, 1894: 240]. Картины английских художников Гарри Брукера «Игра в волчок» и Гарольда Харвея «Мальчики играют в стеклянные шарики» позволяют рассмотреть игру в действии.

Тацит пишет о древних германцах: «Играют германцы в кости … и, бросая последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и своё тело» [Тацит: гл. 24]. В начале ХХ века в Швейцарии крестьянские дети знали игру в кости [Grober K., Metzger J., 1965: 15]. В норвежской легенде XI века король Норвегии св. Олаф и король Швеции решили спор по поводу пограничного района игрой в кости. «Конунг шведов выбросил две шестёрки и сказал, что Олафу конунгу уже незачем бросать… Бросил кости Олаф, и на одной из костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь» [Cага об Олаве Святом].

П. Г. Брюстер, изучавший в середине ХХ века марийские игры, мимоходом замечает, что игра с косточками была известна римлянам, грекам, испанцам, персам, американцам, марроканцам, тюркам, немцам [Brewster, 1965: 265–267]. Ватикан периодически «обновлял» указы о запрете игры в кости среди мирян и монахов, но, очевидно, без особых успехов.

Зевс мечет кости, решая судьбы богов и людей (жеребьевка!); существует легенда, что в Троянскую войну грек Паламед изобрел игру в кости. Л. Б. де-Фукьер приводит свидетельство Плиния о скульптуре, изображающей двух детей, играющих в бабки [Бекъ-де Фукьер, 1877: 65].

Материалы по Центральной Европе малочисленны, но это не означает отсутствия рассматриваемой игры, речь идет о недоступности работ, опубликованных на национальных языках. Тем не менее, упомянем польского художника Л. Следжински «Игра в пуговицу» (1928).

Наша группа ещё в начале 2000-х годов публиковала статьи об играх кочевых народов и высказала мысль об учреждении международного комитета игр кочевых народов мира.   В данном тексте, приводим, в качестве примера, народную игру в альчики. Основу хозяйства кочующих кыргызов составлял тулук - домашний скот (отары овец, стада коров и табуны лошадей (+верблюды, козы, яки, и т.д.).

Коленные косточки задних конечностей – альчики/ашыки использовались и как показатель благосостояния хозяина и как индикатор умения успешно управлять большим хозяйством. К альчикам домашних животных добавлялись альчики архаров и козерогов, добытых на охоте. Они могли служить доказательством успешных охотничьих стратегий и сноровки владельца. Кроме этого, альчики широко использовались в многочисленных групповых и индивидуальных играх. Все эти игры подробно описаны специалистами этнографами. Наиболее интересными считаются Ордо (Ханская ставка/Ханский дворец) и её упрощённый вариант Кан таламай (Захват Хана).

Ордо – одна из самых распространенных игр кыргызов, дошедших до нас с древнейших времен. Ордо имитирует/симулирует захват ставки Хана и проявляет себя аналогом военной карты, с помощью которой воины обучались умению побеждать врага. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперниками вырабатывались стратегии сражения. Выбивание хана означало свержение с трона правителя. В основе игры также лежит умение ведения правильной внутренней политики, что характеризуется соблюдением осторожности уже внутри круга, т.е. у власти.

Кан таламай - древняя кыргызская игра в альчики, в которую можно играть вдвоём или командой. Цель игры заключается в захвате “хана” и возможно большего числа альчиков при строгом соблюдении правил. “Ханом” избирается альчик с яркой расцветкой или большого размера. Для игры используются от 31-41 альчиков. Может рассматриваться как «малое Ордо». Также, как и Ордо, может рассматриваться в качестве образца стратегии мышления кочевников.

В Средней Азии и в Казахстане все тюркские народы знают альчики: казахи [Молдагаринов, 1987: 16–19; Аманжолов, 2016], киргизы [Айтмамбетов, 1967; Омурзаков, Мусин, 1981], каракалпаки [Нурмухамедов, 1983], туркмены [Джикиев, 1983; Курбанов, 2000: 157– 159] и пр. У туркмен ашик считается не столько детской игрой, сколько чрезвычайно азартной взрослой, где выигрыш мог быть и значительным (дом, скот, жены и пр.). Речь идет об игре гуммар у пожилых взрослых мужчин, забава, не вызывавшая одобрение в обществе [Курбанов, 2000: 157–158].

Игра, по-видимому, популярна и у современных киргизских мальчишек: в 2011 году экспедиция РЭМ сделала фотографию киргизского мальчика, играющего на улице аула. Фотографию демонстрировали в 2012 году на курсах РЭМ «Детские игры и игрушки в традиционной культуре народов России (XIX–XX вв.)». Казахская национальная игра в асыки признана ЮНЕСКО культурным наследием этноса. Три города Казахстана могут похвастаться памятниками национальной игре ашык.

В 1924–1935 годах Е. М. Пещерева изучала культуру таджиков и узбеков Средней Азии [Пещерева, 1925: 65–66]. Здесь же упоминаются ягнобцы — иранцы древней Согдианы, у которых также были игры с косточками овец и коз. Анализ лексики ираноязычных памирских ваханцев позволяет сделать вывод о ее заимствовании от таджиков [Матробов, 2005: 96–112].

Алтай, Прибайкалье и Монголия остаются анклавом по сохранению игры. В 70-е года ХХ века её описал тувинский этнограф И. Самбу [Самбу, 1978], ему вторил Ж. Д.-Н. Ооржак [Ооржак, 1995]. В 1963 году статью об игре в кости у хакасов написал Я. И. Сунчугашев [Сунчугашев, 1963], в наши дни известный этнограф В. Я. Бутанаев дополняет ее подробным описанием и деталями из полевых материалов [Бутанаев, 2014]. У алтайцев об игре пишет М. П. Чочкина [Алтай ойындар, 2006]; у бурят описание шагай наадан оставил И. Е. Тугутов [Тугутов, 1961].

В «Сокровенном сказании монголов» говорится, что Чингиз хан играл с Джамухой в альчики и подарил один в знак дружбы. [Сокровенное сказание монголов, 2002: 116].

Монгольские и бурятские дети играют в кости на Новый год, приписывая игре магическую силу [Скородумова, Соловьев, 2014: 62–63].  

Тюркские народы придавали особое значение альчикам, считая его не просто сакральным, а даже частю личности. Такие выводы следует из того, что у хакасов, монгол, алтайцев, бурят, башкир к альчикам было бережное отношение, дарить их было нельзя, терять также нежелательно. По сюжету башкирской сказки «Золотой альчик», мальчик оставил его на прежнем месте кочёвки и вернулся за ним, так как отсутствие игрушки могло принести несчастье. У казахов, башкир об удачливом человеке говорят: «У него альчики всегда алсы».

Сакральность игры в кости не вызывает сомнений, но суть ритуала, дошедшего до нашего времени в игре, предположительна. Жрец, гадая, задавал вопрос божеству, и ответ выпадал в виде определённых сторон костей. Очень напоминает игру «Чет или нечет?» с монеткой.

Роль ведущего в современных играх отсутствует, но функции ощущаются чётко: кто первый начинает игру, тот и ведёт как наиболее удачливый игрок (его альчик при жеребьёвке уже выпал стороной алсы). Ведущий и есть бывший жрец, выполнявший гадание, он медиатор между мирами, и выигрыш обязательно проходит через него. Заслуживает внимания точка зрения об игре в кости как о метафоре смерти игрока в случае проигрыша, о борьбе жизни и смерти [В. В. Шевцов (b), 2004: 62–63]. С. В. Сотникова, изучившая детские погребения с наборами альчиков эпохи бронзы на территории евразийских степей, пришла к выводам, что в погребениях детей младшего возраста альчики выступают игрушками, но в погребениях детей старшего возраста они связаны с миром сакрального [Сотникова, 2014: 32].

Можно предположить, что местом возникновения обряда была Передняя Азия как территория приручения коз и овец. В эпоху бронзы, с миграцией населения в евразийский пояс степей, последние стали местом культивирования и сохранения обряда. Тюрко- и монголоязычные кочевники, появившиеся несколько позже иранцев, включили ритуал-игру в свой арсенал, она легла на подготовленную почву скотоводов. У ульчей и нижнеамурских нивхов игра носит «размытый» характер и в названиях и в правилах, что можно объяснить вхождением в их состав племен с Алтая с готовым культурным багажом, где косточки были игрой.

Впоследствии сакральная составляющая была ими потеряна как чуждая охотникам и рыболовам. На Среднем и Северном Урале, у народов Западной и Восточной Сибири, а также на Кавказе игру следует связать с многочисленными миграциями населения из пояса степей в лесную и таёжную зону. Так можно объяснить популярность игры у хантов и манси, чьи предки ещё недавно жили на юге Западной Сибири.

Автор – разработчик настольной игры «Кан таламай» и международный эксперт по инновационным айтитехнологиям Эсеналиев Чынгыз предлагает её в качестве настольной игры на мировых чемпионатах, наряду с такими широко известными интеллектуальными играми, как шахматы. В отличие от шахмат, в Кан таламае будет важным не только пространственное расположение фигур (альчиков разного ранга), но и кинестетический интеллект (телесное мастерство и сноровка) игроков. Необходимо будет бросать альчики так, чтобы принести максимальную выгоду своей команде и нанести максимальный ущерб команде противника.

Хотим особо отметить, что игра в альчики потенциально содержит портал в неевклидовой геометрии. Отметим, что хотя альчики и являются симметричными (правыми и левыми) 3-х мерными фигурами, но при жеребьёвке (кананье) и при бросании кости не могут выпасть на 6 вероятных позиций, как игральные кубические кости.

Альчики представляют собой конгломераты элементов положительной и отрицательной кривизны. Альчики хотя формально и сводятся к прямоугольному параллелепипеду (как, например, спичечный коробок), но в силу особенностей тонкого строения не могут выпасть на условно торцевые плоскости.

Возникает уникальная ситуация, уникальная геометрия и уникальная статистика – альчики выпадают только на четыре позиции! Если распределить их по рангу от высшего к низшему, то они позиции обозначаются так: айкур, тава, бока, чика. При этом, 90% высшего ранга – айкура – является элементом пространства с отрицательной кривизной! Это на подсознательном уровне формирует у некоторых участников представления (в неявном виде) о не плоских геометриях, со всеми вытекающими из этого последствия.

Такие люди лучше решают задачи и проблемы, связанные с динамическими параметрами и стратегическими вариантами. Игры с альчиками можно было бы сравнить и с бильярдом. В этом случае, бильярд будет выглядеть весьма упрощённой версией альчиков. Т.к. альчики не идеальные шары, а сложные геометрические 3-х мерные объекты с 6-ю степенями свободы. Динамика их полёта и упругого соударения (с учётом значительных вращательных моментов и эффектов парапланирования, а также с учётом использования накатных и навесных траекторий бросков альчиков) намного богаче и представляет непаханое поле для исследователей.

Игроки обязаны учитывать моменты инерции и траектории центров масс альчиков, а также проявлять чудеса владения своим снаряжением, не уступая, при этом, лучшим стрелкам из лука и пресловутым ниндзя!

В качестве заключения можно отметить следующее. 

Игра в альчики - это мужской ритуал, связанный с доместикацией мелкого рогатого скота в эпоху мезолита-неолита, лежит в основе игры в альчики. И в игре, и в манипуляциях с косточками четко прослеживаются предсказательные и обережные функции ритуала, борьба жизни и смерти.

У играков культивируется особый склад мышления и навыки действий лиц, которые полезны в борьбе за жизнь: развитие меткости, глазомера, ловкости, координации движений, точности попадания, зоркости, быстроты реакции

 
 

Литература

 

Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа во второй половине ХIХ века и начале ХХ века. Фрунзе: Илим, 1967. 309 с.

Алтай ойындар / Сост. В. П. Ойнашев, М. П. Чочкина. Горно-Алтайск: ЧП Орехов А. В., 2006. 72 с.

Асташенкова Е. Н. Орнаментированный альчик из поселения Чернятино-2 // Россия и АТР. 2003. № 3. С.12–16.

Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1949. 76 с.

Бекъ-де Фукьер Луи. Игры древних. Киев: ред. Киев. нар. календаря, 1877. Вып. 1. 246 с.

Березкин Ю. Е. Душа Кощея, время и последовательность распространения фольклорных мотивов, объясняющих неуязвимость персонажа // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. № 1 (27). С. 79–89.

Березкин Ю. Е. Последовательность переноса мифологических мотивов в Америку // Этнография. 2019. № 3 (5). С. 8–25.

Березкин Ю. Е. Рождение звездного неба (представления о небесных светилах в динамике). СПб.: МАЭ РАН, 2017. 316с.

Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. 272 с.

Бутанаев В. Я. Хакасские национальные игры в кости // Мир Евразии. 2014. № 1. С. 18–23.

Волдина Т. В. Обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2019. 80 с.

Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры на русском и башкирском языках. Уфа: Китап, 2002. Кн. 1. 245 с.

Галяутдинов И. Г. Поиграем вместе, друзья. Уфа: Китап, 1995. 238 с.

Гордлевский В. А. Игры анатолийских турок // Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М.: Наука, 1968. Т. 4.

Этнография, история востоковедения, рецензии. С. 137–164.

Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры: На материалах южного и восточного Туркменистана. Ашхабад: Ылым, 1983. 119 с.

Дзуцев X. В., Бесаева Т. 3. Этнография детства у осетин. Владикавказ: [Б.и.], 1994. 113 с.

Долганова Л. Н., Морозов И. А., Минасенко Е. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. М.: [Б.и.], 1995. 312 с.

Егорова О. В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX – первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребёнка: дис. ... д. ист. наук. Чебоксары, 2010. 538 с.

Золотой родник: о калмыцком народном творчестве, ремёслах и быте. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1990. 126 с.

Игра в альчик (Чендабалибиркъуле). URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st062.shtml(дата обращения: 02.03.2020)

Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. 568 с.

Калмыков Б. Х. Традиционные виды игр у ногайцев // Проблемы этнической истории народов КарачаевоЧеркессии. Черкесск: [Б.и.], 1980. С. 148–154.

Ключева М. Марийская лексика игр с костями и деревяшками в тюркском, русском и финно-угорском контексте // Урало-алтайские исследования. 2013. № 1. С. 99–114.

Курбанов А. В. Туркменские народные развлечения // Народные игры и игрушки. СПб.: МАЭ РАН, 2000. С 138-172. 

Леньков В. Д., Ходзевич Л. П., Хорев В. А. Художественное литье из чугуна у чжурчжэней по материалам археологических исследований // Древняя и средневековая история Восточной Азии: К 1300-летию образования государства Бохай. Матер. междунар. науч. конф. (Владивосток, 1998 г.). Владивосток: ДВО РАН, 2001. С. 239–252.

Лещенко Н. В. Предметы из дерева и кости в хозяйстве и быту чжурчжэней // История и археология Дальнего Востока: К 70-летию Э. В. Шавкунова. Владивосток: ДВО РАН, 2000. С. 174–180.

Матробов С. К. Лексика традиционных игр ваханцев в этнолингвистическом освещении: дисс … канд. филол. наук. СПб., 2005. 162с.

Молдагаринов А. В. Казахские детские игры. Алма-Ата: Жалын, 1987. 32 с.

Нарты: Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. 656 с.

Нурмухамедов М. К. Игры в альчики у каракалпаков // Вестник Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР. 1983. №1 (9). С. 54–60.

Омурзаков Д., Мусин Ю. Киргизские народные игры. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. 88 с.

Ооржак Ж. Д.-Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл: [Б.и.], 1995. 47 с.

Пещерева Е. М. Некоторые игры среди оседлого населения Туркестана // Бюллетень Средне-Азиатского Гос. ун-та. 1925. № 11. С. 81–98.

Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. М.: тип-лит. В. Ф. Рихтер, 1895. VI. 368 с.

Прокопенко В. И. Манси: традиционные игры, состязания и современные национальные виды спорта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 228 с.

Прокопенко В. И., Прокопенко В. В. Игры коренных народов Севера Приамурья и Сахалина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011.328 с.

Прокопенко В. И., Прокопенко В. В. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 139 с.

Рассыхаев А. Н. Игры с шегами альчиками на щелчки в традиционной культуре коми // Игровое пространство культуры. Материалы форума. М.: Евразия, 2002. С. 233–236.

Рассыхаев А. Н. Игры с шегами (в бабки) в традиционной культуре коми // Фольклористика коми. Сыктывкар: Изд-во Ин-та языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2002. С. 92–104.(Сер. «Труды Института Языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН», Вып. 63).

Cага об Олаве Святом. URL:https://topteam-msk.ru/saint-olav-of-sweden-is-forcibly-baptized-olaf-ii-norwegian-theeternal-king-and-patron-of-norway/ (дата обращения: 19.12.2019)

Самбу И. Тувинские народные игры. Кызыл: Тув. кн.изд-во, 1978. 137 с.

Шагапова Г. Р. Альчики и кости: древняя евразийская игра Томский журнал ЛИНГ и АНТР. Tomsk Journal LING & ANTHRO. 2020. 4 (30). С 161-175.

Эсеналиев Т.Д. Анализ эволюции современной мировой цивилизации // Социально-гуманитарные науки.  №1-2, 2003, Бишкек.

Эсеналиев Т.Д. Международный проект по возрождению культурных и нравственных традиций стран Востока через создание национальных игр народов Центральной Евразии // ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. №3, 2005.  

 
Поделиться в соц.сетях
Нравится