Печать

Философия самбо

 

Абдулаев Тагир Муртузович

Российский самбист и дзюдоист, чемпион СССР, чемпион и призёр чемпионатов России по дзюдо, чемпион СССР и мира по самбо. Заслуженный мастер спорта России. Аварец по национальности. Тренерами Тагира Абдулаева были Анатолий Рахлин и будущий президент России Владимир Путин.

Заведующий Научно-исследовательской лаборатории самбо, дзюдо, физической подготовки и нравственного воспитания государственных служащих Института государственного управления Академии экосоциальных технологий (НИЛ №2 ИГУ АЭСТ)

 

 

Самбо – вид спортивного единоборства, основанный на нравственной, волевой, физической, военной патриотической и гражданской подготовки. Он включает в себя две дисциплины: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.

Самбо — это, прежде всего, наука гражданской обороны без оружия. Самбо учит самозащите, формирует нравственное научное мировоззрение, твердый характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в профессиональной и общественной деятельности. 

Самбо способствует выработке самодисциплины, формированию нравственного основания и качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных соблюдать нравственное правило C-III: не вредить себе (C1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; защищать от вредителей себя, соседей, среду обитания. Самбист в состоянии постоять за себя, своих близких и родных, за свою Родину, за весь мир. 

Стать самбистом, значит стать добровольцем нравственного пути: не вредить и защищать себя, других и общество от вредителей, социальных паразитов, агрессоров. 

Основное содержание философии самбо: не вредите - невредимы будете.

Не вреди себе!

Не вреди соседу!! Иначе сосед навредит тебе.

Не вреди среде!!! Иначе среда навредит тебе.

Чтобы не навредить себе, нужно не вредить другим людям и среде обитания - то есть стать добровольцем нравственного пути. Не вреди себе - здесь и сейчас; защищай без оружия себя и других - и ты обеспечишь светлое будущее себе и своим потомкам, нравственный путь всему человечеству.  

Нравственность заключается в непричинении вреда себе, соседям, среде обитания.  Другие определяют жизненный путь каждого человека. Они оценивают и обсуждают любого гражданина или (и) начальника.  Если другие установят, что от этого конкретного гражданина или (и) начальника есть вред, то доверия к нему НЕТ. Поэтому вредитель, утративший доверие, тут же становится объектом влияния других. Это влияние может  быть разным, опасным и даже смертельным. Чтобы избежать вреда от других, вредитель может спастись, встав на нравственный путь. Для самосохранения ему важно перестать вредить другим, чтобы в итоге не вредить себе!!!

Нравственный путь – философия  самбо!

На нравственном пути самбист идет к победам вначале над собой, осуществляя каждый день выбор по совести, по справедливости, по правде, по закону, не вредя себе и другим, защищая себя и других.

Только на нравственном пути самбист может  одержать победу в схватке с любым безнравственным противником. Так самбист своими достижениями в спортивных и боевых схватках становится ярким примером для подражания молодежи.

В этой связи такое качество организатора самбо, военной физической подготовки как надежность, а не продажность, становится актуальным и востребованным для российского спорта, развития самбо, обороны и безопасности государства и общества.

Самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию нравственно-волевых и морально-психологических качеств. Занимаясь физической культурой, спортом, самбо, как наш Президент России Владимир Владимирович Путин - вы уже на нравственном пути.

Нравственная идея защиты без оружия исходит из далекой истории народных видов борьбы против своих завоевателей, угнетателей, социальных паразитов, вредителей и мирских захребетников.  

Традиции самбо основаны на борьбе без оружия с вооруженным противником, который служит захватчику, поработителю, вредителю народа. Это условие (необходимость защиты без оружия) стала источником создания таких национальных видов борьбы как:

кулачный бой;

русская, грузинская, татарская, казахская, узбекская борьба; 

финско-французская, вольно-американская, английская борьба ланкаширского и кемберлендского стилей;

швейцарское, японское дзюдо и сумо;

а также другие виды единоборств.

Система самообороны без оружия включила всё передовое и целесообразное. Она стала открытой всему миру. Самбо стало всемирным видом единоборств, боевой и служебной подготовки военнослужащих и полиции России и других стран мира.

Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя нравственные принципы народов, передавших самбо свой нравственный культурный код: не вреди и защищай. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. 

Сегодня дети, юноши и девушки, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт нравственного поведения.

Мрак идеологии денег, "золотого тельца" рассеивается над миром. Неразбериха, связанная с так называемой «зеленой повесткой», запретом на производство и продажу углеводородов, нефти, газа, атомной энергии, угроза  снижения жизненного уровня граждан, явно причиняемый некоторыми лицами во власти вред  людям, обнищание, - все это приводит к тому, что появляется нравственное движение, которого раньше не было. Люди начинают объединяться, чувствуя вред, который наносится им мировыми захребетниками, использующими зеленую тематику для личного обогащения и обрушения экономик сырьевых государств, добывающих и  торгующих углеводородными источниками. 

Возникает общественное движение, объектом внимания которого становится распределение общественных благ, бюджетов всех уровней и планов их освоения. 

Граждане всего мира почувствовали, что их государства стали частными корпорациями, работающими на обогащение узкой группы безнравственных лиц, вредящих всему миру. Те, кто не имеет отношения к этим корпорациям, стали ненужными, буквально лишними людьми. Нищета стремительно охватывает все народы мира. 

Уже явно декларируется, что жизненный уровень будет снижен. Если раньше говорили, что завтра будет лучше, чем вчера, то сейчас этого уже нет. 

Людям запрещают качественно питаться и размножаться, утверждают, что 8 миллиардом жителей Земли – это плохо.

На этом мрачном фоне люди начинают думать - почему им вредят, сокращают их потребление, ограничивают права и свободы, принуждают к сокращению потребления и размножения, запрещают доминировать, влиять на процессы мирового распределения общественных благ.

Возникает всеобщая потребность в том, чтобы людям перестали вредить. Все говорят о необходимости безвредного, нравственного отношения к людям. Народы мира все яснее осознают фундаментальное значение нравственности как идеи непричинения вреда себе и другим людям, только с опорой на которую и можно качественно питаться и воспроизводить нравственное потомство невредящих и созидающих людей.

Нравственная основа мирового сообщества, включая и социально-экономические отношения, — вот наш главный культурный код. И даже сейчас его носителями являются все принадлежащие к человеческой цивилизации — независимо от того, считают они себя нравственными или нет. Каждый человек считает себя нравственным, и только ДРУГИЕ могут подкорректировать такую самооценку.

Очевидно, что созидание гармоничного мира невозможно без ясного осознания людьми необходимости устроения любой деятельности — включая экономическую, экологическую, социальную — на прочной нравственной основе.

Мирские захребетники, социальные паразиты тщетно стараются отменить, заболтать, не понять нравственность — вытесняя или подменяя её на "удобные для потребителя", ценности, определения, то есть для одинокого, лишенного корней и ориентиров человека и борца. И это смертельно опасный путь для вставших на него цивилизаций. Потому что социальным паразитам не нужны 8 миллиардов жителей Земли.

А мы утверждаем, что нам нужны 80 миллиардов нравственных жителей Земли, которые не вредят друг другу и созидают друг для друга. Современные технологии достигли таких возможностей, что энергии и питания хватит и на 80 миллиардов человек, если минимизировать социальный паразитизм, изменить характер распределения мировых общественных благ.

Причина непонимания и непринятия нравственности кроется в  умственной скромности, навязанных потребительских привычках и постоянных угрызениях жадности. 

Но разве не нравственная деградация общества, пораженного идеологией денег, личной наживы и корысти, породила безудержное стремление к обладанию материальными благами?

Не нравственное ли разложение привело к страсти обогатиться любыми средствами, включая обман, коррупцию, криминал, несправедливое распределение сверхприбылей?

Не оно ли - нравственное уродство, - является источником личного и социального кризиса, больно бьющего по миллиардам самых уязвимых людей? 

Эта та цена, которую мы платим за согласие на возведение "золотого тельца" на пьедестал кумира общественной и личной жизни.

Всеобщее спасение – объединяющая всех идеология нравственности – не вредите и невредимы будете. 

Нравственный путь: идеология, которая объединит весь мир – не вреди и созидай для себя и других людей.

У нравственного пути нет явных противников и врагов. Никто сегодня открыто не может выступать против нравственности. Только социальные паразиты, мирские захребетники могут неявно выступать против нравственности, забалтывать или замалчивать её. 

Поэтому люди-дьяволы (без стыда и совести, вредители) захватили мир. Они ведут против нравственности войну, дискредитируют её в своих продажных СМИ. 

Люди-дьяволы обнаруживают себя, когда в их присутствии начинают говорить о нравственности. Вы сразу почувствуете отторжение, злобу, услышите вопли или насмешки, увидите заметавшегося вокруг вас человека - все это укажет вам на социального паразита, с которого спала социальная маскировка добропорядочного человека. Вопиющий против нравственности и есть человек-дьявол, использующий вас как средство своего личного обогащения.

Все страны мира могут идти по нравственному пути. Россия с 2021 года первой начинает этот путь. Мы нашли общенациональную и мировую идею, теперь у нас есть объединяющая идеология и технология – Великий нравственный путь России и всего человечества.

Идеология, которая объединит весь мир – идеология нравственности.

Научная база идеологии нравственности, разработанная и апробированная Институтом нравственности (Санкт-Петербург): 

ГЭП – глобальный экологический принцип – не вредить себе, другим людям и среде обитания.

ГНЭП – глобальный нравственный этический (поведенческий) принцип – вести себя надо так, чтобы не вредить другим себе, другим людям и среде обитания.

Нравственное правило «Три С» (C-III): не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей среды мыслью, словом, делом.

Ценности идеологии нравственности:

основная ценность каждого человека – это он сам, а также другие люди, среда обитания, которым нельзя вредить, для которых надо созидать, чтобы не навредить себе, и созидать для себя;

абсолютная ценность – нравственный человек, который не вредит себе, соседям среде и созидает для себя, соседей, среды обитания.

Для сравнения – ценности идеологии денег:

основная ценность – деньги;

абсолютная ценность – очень большие деньги.

Человека тут нет как ценности, поэтому людей намеренно лишают денег, ограничивают в потреблении, правах и свободах, заставляют жить так, как будто они уже умерли. 

С этой агрессивной идеологией мы расстанемся в XXI веке благодаря всемирной идеологии нравственности.

Основной метод идеологии нравственности: дискурсивно-оценочный метод (ДОМ), который заключается в организации открытого обсуждения и массовой оценки социально-значимых  действий и субъектов в режиме реального времени. 

Визуализация обратных социальных связей позволяет осуществить гуманную коррекцию поведения субъекта, который причиняет вред другим людям.   Без применения этого метода коррекция паразитического поведения субъекта обычно носит летальный характер. Применение дискурсивно-оценочного метода позволяет запустить ротации лиц, чтобы уберечь их от летальных репрессий и обеспечить баланс справедливости в отношении других людей, всего обществ в целом.

Средство идеологии нравственности – дискурсивно-оценочные сети со встроенной этикой, включающей в себя ГЭП, ГНЭП, С-III.

Таким образом, национальная идея, идеология найдены – это идеология нравственности: не вреди и созидай. Разделяя эту идею, каждый из нас становится на нравственный путь России и всего человечества.

В этой связи на новом этапе развития самбо как мирового вида единоборства, самозащиты без оружия, философию самбо обогащаем идеей и практикой нравственного пути.

Быть самбистом, значит стать добровольцем Великого нравственного пути России и всего человечества!

Философия самбо, с которой будущий самбист начинает знакомится с понятием «нравственное поведение самбиста»: не вреди и защищай; нравственное правило C-III:  не вредить себе (C1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; защищать от вредителей себя, соседей, среду обитания;

Самбо – это самозащита без оружия и нравственный путь!

 

История самбо

 

История самбо тесно связана с историей СССР, России, побед советского и российского народов в схватке с внешними и внутренними врагами – социальными паразитами, мирскими захребетниками и их агентами и ставленниками.

Становление самбо пришлось на 1920-е—1930-е годы, когда СССР остро нуждался в социальном институте, обеспечивающем его защиту, сплачивающем активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

В этой связи и в современной России остро стоит вопрос о возрождении самбо как обязательной подготовки детей, молодежи. Это нужно, чтобы обеспечить их социализацию, гарантировать их нравственно-правовое, гражданское, патриотическое и профессиональное поведение в соответствии с идеологией нравственности: не вреди и созидай.

С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. 

С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В. А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину — «самозащита» («самоз»). На базе общества «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений.

В этот же период на основе дзюдо активно развивается спортивное самбо, после ареста и смерти Ощепкова известное под названием «борьба вольного стиля без оружия». 

Выпускник института дзюдо «Кодокан», обладатель второго дана В.С. Ощепков начинает преподавать дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, однако постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается обогащением и совершенствованием техники самозащиты, формируя основы нового вида единоборства. 

Василий Сергеевич Ощепков

 

Боевое направление этого единоборства, подобное джиу-джитсу в дзюдо, преподаётся им на созданном в 1932 году военном факультете Московского института физкультуры. Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. 

Значительный вклад в становление, развитие и распространение системы самозащиты без оружия внёс А. А. Харлампиев (один из учеников В.С. Ощепкова), который и самостоятельно изучал национальные виды борьбы разных народов. Неоценимый вклад в развитие самбо внёс Е.М. Чумаков (ученик А.А. Харлампиева). 

Первое официальное признание в СССР: 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо.

Первый Всесосюзный зачет: 1938 год. В комплекс норм ГТО II cтепени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).

Первые соревнования и первые чемпионы: 1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля – матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда.

1939 год, Ленинград. Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях. Чемпионы – Н. Куликов, В. Питкевич, Е. Чумаков, А. Будзинский, К. Никельский, И. Пономаренко, К. Коберидзе, Г. Иванов

1940 год. Первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».

 

Первые герои-самбисты: 1941-1945 годы

Самбисты уходят на фронт, самые опытные остаются в тылу: ленинградец Иван Васильев преподаёт навыки самозащиты десантникам, москвич Николай Гладков обучает бойцов воздушно-десантных войск.

Призёры первых первенств СССР Е. Баев, Н. Сазонов, В. Шейнин, В. Салмин погибают во время сражений. Первый чемпион СССР Евгений Чумаков и ленинградец Иван Васильев проходят всю войну. Основывают школы самбо, прогремевшие на всю страну. Пермяк Леонид Голев возвращается с фронта Героем Советского Союза.

Виктор Волков обучает спецназовцев в Московской партизанской школе. Лучшие его воспитанники затем забрасывались в тыл немцам, а позже он и сам отправился воевать в тылу захватчиков. По его словам, приемы самбо не раз спасали жизнь ему и его сослуживцам.

Весомый вклад во внедрение самбо в ряды армии внесли два ученика Василия Ощепкова. Это Николай Галковский и Борис Сагателян. Первый разработал систему НПРБ-38 (Наставление по подготовке к рукопашному бою), а второй издал пособие под названием «Приемы боя невооруженного с вооруженным». Разумеется, эти руководства учили солдат не только бить и бросать соперника, но и использовать подручные средства: винтовку, каску, нож, саперную лопатку. Не было и правил, например, ущемление голеностопа сопровождалось ударом колена в пах. Кроме того, в этих пособиях особое внимание уделялось физической подготовке бойцов. Обязательными были упражнения на выносливость, в перерывах между схватками нужно было делать физические упражнения.

Выносливость и сила самбистов играли важную роль в бою. Николай Галковский вспоминал, что на фронте его не раз выручала его сила. Он был начальником санитарного поезда, практически единственный мужчина в женском коллективе. В критических ситуациях он в одиночку грузил десятки раненых в поезд.

Первопроходец самбо на Украине Роман Школьников уверял, что немцы испытывали невероятные трудности с ним и его учениками в боях под Киевом. В одном интервью Школьников рассказал, что его подопечный, самбист Иван Михайлов так пугал немцев, что они кричали: «Гросс Иван! Гросс Иван!» (большой Иван).

Немецкие солдаты писали с Восточного фронта: «Кто не дрался с русскими в рукопашной схватке, тот не видел настоящую войну».

Мастер спорта СССР по самбо Леонид Голев на фронте получил звание Герой Советского Союза. Голев был наводчиком 45-миллиметрового орудия истребительно-противотанковой батареи. При форсировании Днепра был убит командир его расчета. Голев взял командование расчетом на себя, и под его руководством была отбита вражеская атака. После этого он уничтожил 5 танков, 1 САУ «Фердинанд», 3 пулеметные огневые точки и около 50 солдат и офицеров противника. В этом бою Голев был тяжело ранен и в бессознательном состоянии отправлен в госпиталь, где ему вручили почетную награду.

Мастер спорта СССР Виктор Данилин был не только первопроходцем самбо и дзюдо в Курской области, но и удостоился Ордена славы. Данилин был разведчиком, в представлении к награде было написано: «в рукопашной схватке уничтожил трех немецких разведчиков, которые находились в передовом дозоре, ему помогло владение приемами борьбы самозащиты без оружия (самбо)». Для Данилина война закончилась в 1944 году, в Румынии, после третьего ранения.

Гвардии лейтенант, командир взвода фронтовой разведки Юрий Транквиллицкий. В его жизни было много побед и наград, но он сам считает своим главным достижением то, что ему удалось выжить в окопном аду Великой Отечественной войны.

А помогло ему в этом самбо, которое он еще мальчиком начал изучать под руководством самого Анатолия Харлампиева.

Юрий Транквиллицкий учился в четвертом классе, когда на переменке к нему подошел старшеклассник по прозвищу Кабан и грубо швырнул на пол. Он учился в восьмом классе и любил демонстрировать силу на младших. Падать на глазах у одноклассников было обидно. Мимо проходил десятиклассник, который отогнал Кабана, а Юру спросил, хочет ли он  научиться давать сдачи. Юна ответил – конечно. И тогда десятиклассник  посоветовал Юре пойти в «Крылышки» (спортивное общество «Крылья Советов»), найти там Харлампиева и записаться к нему в секцию. Так в 1938 году Юра начал заниматься самбо.

Юрий Николаевич Транквиллицкий

 

Через несколько месяцев Юра уверенно подошел к этому Кабану и сказал ему: «Защищайся!» А потом сделал подсечку. О Юре стали говорить в школе, что он  занимаюсь какой-то секретной оборонной борьбой и больше не трогали.

В годы войны, когда освобождали одну белорусскую деревню, на Юрия Транквиллицкого с крыши неожиданно спрыгнул фашист. Тяжеленный. Положил лицом в липкую глину и стал душить. Пальцы как гвозди. Теряя сознание, Юрий Транквиллицкий сумел отжать ему одну руку и сломал локтевой сустав. Он закричал, а Юрий Транквиллицкий в запале боя сломал другую руку. Лучшие достижения Юрия Транквиллицкого как самбиста – шесть побед над фашистами в рукопашной.

В 1945 году, еще до окончания войны Юрий Транквиллицкий стал ходить на тренировки в общество «Динамо». Правая рука не работала, он ее все время разминал и, в конце концов, разработал. Начал потихоньку заниматься. Кувыркался, разминался. А в 1946 году даже занял второе место на первенстве Москвы.

После фронта Юрий Транквиллицкий совсем перестал бояться хулиганов. Он их и сейчас не боится.  Война и самбо для него  нераздельны. Если бы он не занимался до войны самбо, шесть мог погибнуть во время рукопашной, но благодаря знанию приемов все-таки выжил.

Самбисты – участники Великой Отечественной Войны, Афганской и Чеченской войны и других вооруженных конфликтов:

Алиев Алишер

Андреев Владлен

Афанасьев Михаил

Баев Георгий

Балашов Виктор

Беда Павел

Будзинский Андрей

Волощук Ярослав

Воробьев Николай

Галковский Николай

Гладков Николай

Голев Леонид

Горбунов Владимир

Гулевич Дмитрий

Гуляев Владимир

Данилин Виктор

Данилин Михаил

Доманин Дмитрий

Ерофеев Н.

Жамков Федор

Звягинцев Георгий

Каркусашвили Эстате

Ключников Сергей

Корнилов Виктор

Королёв Николай

Косицын Дмитрий

Коткас Йоханнес

Кузовлев Владимир

Куликов Виктор

Латышев Анатолий

Лизунов Василий

Магеровский Сергей

Макаров Николай

Маркелов Дмитрий

Махотин Алексей

Морозов Николай

Накельский Константин

Неведомский Анатолий

Ниниашвили Николай

Перепелкин Николай

Пономаренко И.

Преображенский Сергей

Сагателян Борис

Сазонов Н.

Салмин Виктор

Сидоров Валентин

Соловьев Василий

Спиридонов Виктор

Стафеев Николай

Суслов Николай

Тарасов Епифан

Транквиллицкий Юрий

Хантимерян Луспарон

Харлампиев Анатолий

Цюпа Борис

Чибичьян Хорен

Чумаков Евгений

Шабалин Михаил

Шинин В.

Школьников Роман

Щукин Евгений

Множество имен героев-самбистов внесли свой вклад в исход войны 1941-1945 годов, Афганской и Чеченской войны и других вооруженных конфликтов. Что дало самбо нашим солдатам и офицерам: уверенность в своих силах, умения и навыки ведения боя, выносливость и колоссальную смелость. Благодаря этим героям мы теперь живем мирной жизнью, храня в сердцах память о тех, кто стоял на защите Родины.

 

Развитие самбо

 

Первая и самая популярная книга о самбо: 1949 год. «Борьба самбо». Автор – Анатолий Харлампиев. Книга несколько раз переиздаётся. Это единственный учебник того времени по самбо.

В главе «Советы начинающим самбистам» А.А. Харлампиев пишет: «Занятия по борьбе самбо должны служить в первую очередь воспитанию и подготовке молодёжи – здоровой, политически грамотной, преданной партии Ленина-Сталина и готовой к труду и обороне нашей великой Родины. Поэтому важно, чтобы занимающихся было больше. Поставьте себе задачей: привлечь в секцию самбо не менее трёх своих товарищей».

 

1952 год. По статистическим отчётам борьбой самбо в СССР занимается 4 тысячи 437 человек, работает 47 тренеров.

1965 год. Популярность самбо растет. Борьбой занимается более восьмидесяти тысяч человек.

1957 год. В Москве проводится товарищеская встреча между советскими самбистами («Динамо», «Буревестник») и венгерскими дзюдоистами («Дожа»). Наши борцы одерживают убедительную победу со счётом 47:1.

1967 год. В Риге стартует I Международный турнир по борьбе самбо. В соревнованиях по самбо принимают участие представители пяти стран: Болгарии, Югославии, Монголии, Японии, СССР.

Первое официальное мировое признание:

1966 год. Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта.

Первое выступление самбистов на Олимпиаде:

1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.

1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе.

Первые чемпионаты Европы и мира:

1972 год. В Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы – В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов.

1973 год. Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира – Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.

Первые женские соревнования:

1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают.

1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир.

Первый фильм о самбо:

1983 год. Юрий Борецкий снимает фильм «Непобедимый» об Анатолии Харлампиеве. После выхода фильм в прокат, количество желающих записаться в самбо увеличивается в разы.

На 1990-е годы пришелся тяжелый для самбо период. В условиях перестройки особую популярность приобрели различные виды восточных единоборств, чему в значительной мере способствовал западный кинематограф, пропагандировавший эффектные приемы карате, айкидо, ушу и т.д. Ранее находившиеся под запретом государства, эти боевые искусства стали особенно притягательными для населения. Но уже в конце 1990-х — начале 2000-х годов происходит становление новой дисциплины — боевого самбо.

Формирование и развитие боевого самбо позволило объективно оценить эффективность самбо на фоне различных видов и стилей боевых искусств, стало мощным стимулом совершенствования самбо. В боевом самбо разрешены к использованию приемы спортивного самбо, а также действия, дозволенные правилами соревнований всех существующих единоборств (в том числе и ударная техника).

2000 год, по инициативе Президента России Владимира Путина был учрежден Международный юношеский турнир по самбо «Победа» среди команд городов-героев.

2001 год, состоялся первый чемпионат России по боевому самбо.

2002 год, Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту издал постановление об утверждении новой дисциплины «боевое самбо».  В Панаме прошел первый чемпионат мира по боевому самбо.

2003 год. В Москве году решением Госкомспорта России самбо  официально признано НАЦИОНАЛЬНЫМ И ПРИОРИТЕТНЫМ ВИДОМ СПОРТА в Российской Федерации.

2006 год. В Москве по инициативе Всероссийской федерации самбо распоряжением Президента Российской Федерации В.В. Путина был учрежден Кубок Президента Российской Федерации по самбо.

2007 год. Впервые в Москве был разыгран престижнейший трофей Кубка Президента Российской Федерации по самбо.

2008 год. Впервые в Москве на Красной площади состоялось празднование Всероссийского дня самбо, когда нашему виду спорта исполнилось 70 лет. Таким образом, в нашей стране было положено начало замечательной традиции — празднованию Всероссийского дня самбо. Прошло совсем немного времени и торжества стали популярным во всех регионах России. Сейчас это самое масштабное по количеству участников и географическому охвату мероприятие по самбо. Это не только самый массовый турнир, но и социально значимое событие, которое позволяет привлечь к спорту детей и молодежь.

2010 год. Самбо представлено на I Всемирных играх боевых искусств «СпортАккорд» в Пекине.

2013 год.  В Казани самбо впервые вошло в программу Универсиады в качестве дополнительного вида спорта. Соревнования по самбо прошли успешно: турнир собирал от 5 до 7 тысяч зрителей ежедневно. Медали Универсиады увезли с собой представители 21 государства.

Тогда же в Казани состоялась встреча представителей Международной федерации самбо с президентом FISU, в ходе которой состоялось обсуждение возможности включения самбо в календарный план спортивных соревнований FISU. Проведение чемпионата мира по самбо среди студентов –  один из этапов по включению самбо в постоянную программу Универсиады. 

Самбо включено в официальную программу Всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд». 

В октябре этого же года соревнования по самбо открыли программу II Всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд» в Санкт-Петербурге.

2014  год. Самбо официально включено в программу первых Европейских игр. 

В этом же году самбо получило признание Олимпийского комитета Азии и включено в программу Азиатских игр.

2015 год. Согласно приказу №1045 от 16 ноября 2015 года самозащита без оружия (самбо) вошла в перечень испытаний IV – VI ступеней комплекса ГТО.

Самбо представлено на I Европейских играх в Баку, которые прошли с 12 по 28 июня 2015 года.

2016 год. В Никосии (Р. Кипр) прошел первый в истории чемпионат мира среди студентов под эгидой FISU. 

Учрежден международный юношеский фестиваль по самбо «На призы Организации Договора о коллективной безопасности».  

В августе в городе Кстово впервые был проведен международный турнир по самбо "Мемориал Михаила Бурдикова". На соревнования приехало 220 самбистов из 8 государств (Беларусь, Грузия, Россия, Израиль, Казахстан, Молдова, Узбекистан и Украина) отдать честь и память одному из основоположников самбо в Нижегородской области Михаилу Бурдикову.

10 октября 2016 года в городе Ковров была учреждена Всероссийская студенческая лига самбо.

11 октября 2016 года самбо впервые было представлено на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Президент России Владимир Владимирович Путин посетил спортивный комплекс «Молодежный» в Коврове, где проходила демонстрация основных направлений развития современного самбо: «Самбо в школу», «Самбо в ГТО», спортивное, боевое и прикладное самбо, а также новое направление международного развития – пляжное самбо.

С докладом об основных направлениях развития самбо выступил на Совете президент ВФС С.В. Елисеев. По итогам заседания вышел перечень поручений Президента.

2017 год. В Сочи прошел чемпионат мира по самбо, куда приехало рекордное количество участников. За звание чемпиона мира боролись 490 спортсменов из 90 стран мира.

2018 год. В Орле впервые прошел чемпионат мира по самбо среди школьников под эгидой Международной федерации школьного спорта (ISF). В соревнованиях приняло участие 21 страна.

16 ноября 2018 года самбо исполнилось 80 лет. В честь этого праздника на Аллее славы в Лужниках состоялась торжественная церемония закладки камня под памятник основателям национального вида спорта самбо.

Принято Распоряжение Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и развитию самбо в Российской Федерации» от 16 ноября 2018 года №338-рп.

30 ноября 2018 года в ходе заседания исполкома Международного олимпийского комитета, прошедшего в Токио (Япония), состоялось историческое событие – самбо получило официальное признание МОК и стало олимпийским видом спорта.

2019 год. Самбо представлено на II Европейских играх в Минске.

Создан Оргкомитет по проведению мероприятий, посвященных 80-летию самбо, под председательством Ольги Юрьевны Голодец, и утвержден план мероприятий.

2020 год. По инициативе Всероссийской федерации самбо была создана Профессиональная лига боевого самбо, призванная развивать профессиональное направление боевого самбо и продвигать российских спортсменов на международной арене, а также пропагандировать наше отечественное единоборство «САМБО» во всем мире.

22 февраля 2020 года в Сочи состоялся первый чемпионат Лиги Боевого самбо. Лига Боевого самбо – это совместный проект Всероссийской Федерации самбо и медиагруппы Красный квадрат. Президентом Лиги Боевого самбо стал Аркадий Ротенберг.

Лига боевого самбо, Всероссийская федерация самбо и медиагруппа «Красный квадрат» при поддержке Министерства спорта РФ подготовили к показу специальный онлайн-цикл по истории развития самбо. Онлайн-цикл состоит из четырех эпизодов: период зарождения, развития и признания самбо, как вида спорта; военный период с 1939 - 1945 года; послевоенный период восстановления и признание на международной арене нового вида спорта; время громких побед и признание самбо олимпийским видом спорта.

1 октября 2020 года вышло распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации М. Мишустина №2523-р "Образовать межведомственную рабочую группу по развитию и популяризации самбо в Российской Федерации под председательством Министра спорта Российской Федерации".

14 октября 2020 года состоялось историческое событие для самбо. С космодрома Байконур в космос была запущена ракета-носитель «Союз-2.1а», которая доставила российско-американский экипаж на орбиту и установила мировой рекорд по доставке космонавтов на МКС. Перед отправкой в космос ракету-носитель «Союз-2.1а» украсили символикой самбо: надпись «Самбо» и логотип Всероссийской федерации самбо.

18 декабря 2020 года в 14:00 на Аллее спортивной славы в Лужниках состоялась торжественная церемония открытия мемориала основоположникам самбо Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву. Трансляция мероприятия проходила на официальном сайте Всероссийской федерации самбо. С речью перед собравшимися выступили заместитель секретаря Совета безопасности России, председатель Попечительского совета Всероссийской федерации самбо Рашид Нургалиев, министр спорта России Олег Матыцин, президент Международной федерации самбо Василий Шестаков, президент Всероссийской и Европейской федераций самбо Сергей Елисеев и первый вице-президент ВФС, президент Федерации самбо Москвы Ренат Лайшев. 

 

Василий Борисович Шестаков

 

Мемориал был открыт по инициативе Всероссийской федерации самбо при поддержке Президента Российской Федерации, правительства Москвы и Российского Военно-исторического общества, а также разработан коллективом скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова.

В настоящее время правила вида спорта "самбо" утверждены  приказом Минспорта России от 04.12.2020 № 892.  Эти правила составлены с учетом основных требований Правил соревнований Международной федерации самбо (ФИАС), утверждены Исполкомом ФИАС 20 марта 2020 года и Исполкомом Общероссийской спортивной федерации по виду спорта "самбо". Правила  являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по самбо (спортивное, боевое и пляжное) на территории Российской Федерации.

Правила отражают наиболее важные вопросы судейства и работы судейских коллегий.

Официальные лица (руководители команд, тренеры, спортсмены и судьи), принимающие участие в соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами.

Сегодня в России самбо входит в число наиболее массовых видов спорта. Благодаря своей доступности (не требует дорогостоящих спортивных сооружений и экипировки) и роли в социальной жизни общества, самбо развивается во всех субъектах Российской Федерации. 

Вместе с тем развитие самбо требует особого внимания и концентрации сил и средств как общественности, так и государства.

Нужно развивать самбо не только в спортивных школах, но и в каждой школе обучать детей борьбе самбо.

Самбо стало неотъемлемым элементом физической и специальной подготовки личного состава силовых структур России.

В XXI века самбо должно стать неотъемлемым элементом нравственной и физической подготовки детей в общеобразовательных школах. Тогда Россия получит нужный кадровый резерв для прорыва по всем направлениям, станет авторитетной страной для каждого в мире человека, предметом искренней гордости для каждого россиянина.

 

Источники

 

В Москве состоялось открытие памятника Василию Ощепкову

https://igumt.ast.social/menu-news/32-v-moskve-sostoyalos-otkrytie-pamyatnika-vasiliyu-oshchepkovu.html

Совершенствование надежности военнослужащих в процессе проведения учебных занятий по рукопашному бою

https://igumt.ast.social/menu-news/31-sovershenstvovanie-nadezhnosti-voennosluzhashchikh-v-protsesse-provedeniya-uchebnykh-zanyatij-po-rukopashnomu-boyu.html

«Самбо в школах» - второе дыхание

https://igumt.ast.social/menu-news/33-sambo-v-shkolakh-vtoroe-dykhanie.html

Технология формирования профессиональной надежности специалистов физической подготовки ВС РФ

https://igumt.ast.social/menu-news/36-tekhnologiya-formirovaniya-professionalnoj-nadezhnosti-spetsialistov-fizicheskoj-podgotovki-vs-rf.html

 

Литература по самбо

 

Курс самозащиты без оружия "Самбо"

Волков В.П. Учебное пособие для школ НКВД. Часть 1,2. Москва., 1940.

 

Борьба самбо

Харлампиев А.А. Учебное пособие. Издательство: "Воениздат" Москва, 1952.

 

Спортивные приемы самбо

Харлампиев А.А. М., ВИ, 1952. ("Для служебного пользования")

 

САМБО. Боевые приемы

Харлампиев А.А. Военное издательство МО СССР Москва, 1953.("Для служебного пользования")

 

САМБО. Специальные приемы

Харлампиев А.А. Военное издательство МО СССР Москва, 1953.("Для служебного пользования")

 

Программа по борьбе самбо для коллективов физкультуры

Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1954.

 

Правила соревнований по борьбе самбо

Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1956.

 

Борьба самбо

Харлампиев Анатолий Аркадьевич Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1957.

 

Самозащита без оружия "самбо"

Харлампиев А.А. Учебное пособие для работников милиции, М.: ФиС, 1958.

 

Тактика борьбы самбо

Харлампиев А.А. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1958.

 

Методическое письмо по борьбе самбо

Харлампиев А.А. Москва, 1959.

 

Борьба самбо

Харлампиев. А.А. Издательство "физкультура и спорт" Москва 1959г.

 

Борьба самбо

Колодников И.П. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва, 1960.

 

Борьба самбо

Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. Издательство: "Физкультура и спорт". Москва, 1961.

 

Борьба самбо

Андреев В.М. Учебно-наглядное пособие. Издательство: "Спорткомбинат". Динамо, 1961.

 

Борьба самбо

Турин Л.Б. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1964.

 

Борьба самбо

Харлампиев А.А. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1964.

 

Борьба самбо

Харлампиев А.А. 7-е изд. Учебное пособие для коллективов физкультуры. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1965.

 

Борьба самбо: Правила соревнований

Издательство:"Физкультура и спорт", Москва 1966.

 

Учебное пособие по боевому разделу самбо

В.А.Кравченко, М., 1967. ("Для служебного пользования")

 

Борьба самбо

Андреев В.М., Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт",Москва 1967.

 

Борьба самбо

Гулевич Д.Н. Звягинцев Г.Н. Военное издательство Министерства обороны СССР,Москва 1968.

 

Спортивная борьба: классическая, вольная, самбо

Учебник для институтов физической культуры. (под общ. ред. Галовского Н.М. и Катулина А.З.). Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1968.

 

Самбо

В.М.Андреев. Учебно-методическое пособие, М.: ЦС "Динамо", 1970, 111с.. ("Для служебного пользования")

 

Краткие методические указания по изучению боевого раздела самбо

А.В.Фролов, М., 1970. ("Для служебного пользования")

 

Боевые приемы самбо

Акопов А.А., Вашурин К.М. Учебно-методическое пособие для специальных средних заведений МВД СССР. Mосква, 1970.

 

Борьба самбо: Правила соревнований

Издательство:"Физкультура и спорт", Москва 1970.

 

Молодой самбист

Турин Л.Б. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1970.

 

Самбо

ЦС "Динамо" Москва, 1970.

 

Тактика борца - самбиста

Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1976.

 

Сто уроков борьбы самбо

Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1977.

 

Боевые приемы самбо для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Приказ МВД СССР к215-1972 - МВД СССР, Управление кадров. Издание ВНИИПО, 1977.

 

Сто уроков борьбы самбо

Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1977.

 

Республика "САМБО-70"

Школьникова Н.В. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1978.

 

Самбо

Рудман Д.Л. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1979.

 

Пояс белый - пояс красный: Майкопская школа дзюдо-самбо

И.Письменский, В.Климан. Майкоп, 1980.

 

Физическая подготовка борца-самбиста

Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Москва, 1980.

 

Борьба самбо

Полубинский В.Н., Сенько В.М. Минск: 1980.

 

Методы совершенствования психологической и специальной работоспособности у борцов самбо и каратэ

Диссертация А.Сосин. Киев, 1980, дисс. канд. пед. наук.

 

10 тысяч путей к победе

Лукашев. М.Н. Издательство "молодая гвардия" Москва 1982г.

 

Самбо: Техника борьбы лежа. Нападение

Рудман Д.Л. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1982.

 

Самбо: Техника борьбы лежа

Рудман Д.Л. Защита. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1983.

 

Объем технико- тактических действий для изучения в секциях борьбы самбо коллективов физической культуры и ДЮСШ

Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Методические рекомендации. Москва, 1983.

 

Борьба самбо: Правила соревнований

Издательство:"Физкультура и спорт", Москва 1985.

 

Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста

Ионов С.Ф., Чумаков Е.М. Методические рекомендации. Москва, 1986.

 

Родословная САМБО

Лукашев М.Н. Издательство: "Физкультура и спорт", Москва, 1986.

 

Методические рекомендации по изучению самозащиты без оружия - самбо

Л.Онул. Кировоград, 1990, 150с., самбо

 

Как защитить себя: освобождение от захватов в самбо

К.Егоров, Л.Соловьев. Москва, 1990, 48с., самбо

 

Средства и методы выполнения болевых приемов в борьбе самбо

Диссертация И.Лазарев. М., 1990, дисс. канд. пед. наук.

 

Самбо среди женщин

Астахов А.М. Мордовское книжное издательство.,Саранск: 1991.

 

Боевое САМБО для всех

Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Хмельницкий, 1991.

 

Самбо: первые шаги

Эйгминас П.А. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1992.

 

Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джитсу, кэмпо, дзюдо, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо

В.Рожков Санкт-Петербург, 1992, 288с., самозащита (самооборона)

 

Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск

Сборник (сост. В.Вельмякин). Рязань, 1993, 172с., рукопашный бой

 

Энциклопедия боевого самбо

Волостных В., Жуков А., Тихонов В. Издательство: "Олимп", Москва 1993.

 

Сборник Применение боевого самбо на улице

Смоленск, 1994, 104с., самбо

 

Система самбо. Боевое искусство

Харлампиев Ал. Ан. Издательство: "Советский спорт" Москва, 1995.

 

Букварь самбиста

Гаткин Е.Я. Издательство:"Лист",Москва 1997.

 

Самбо (спортивный, боевой и специальный разделы)

Селиверстов С.А. Москва, 1997.

 

100 уроков самбо

Чумаков Е.М. Издательство: "Фаир - Пресс" Москва, 1998 (1999).

 

Международные правила по борьбе самбо

Издательство: "Янтарный сказ",Калининград, 1999.

 

Абдулаев Тагир Муртузович

 

Российский самбист и дзюдоист, чемпион СССР, чемпион и призёр чемпионатов России по дзюдо, чемпион СССР и мира по самбо. Заслуженный мастер спорта России. Аварец по национальности. Тренерами Тагира Абдулаева были Анатолий Рахлин и будущий президент России Владимир Путин.

Заведующий Научно-исследовательской лаборатории самбо, дзюдо, физической подготовки и нравственного воспитания государственных служащих Института государственного управления Академии экосоциальных технологий (НИЛ №2 ИГУ АЭСТ)

 
Поделиться в соц.сетях
Нравится