Печать

Виртуальные киборги наступают: борьба за выживание каскадеров 

Назрела необходимость в глубокой перестройке всей индустрии развлечений, нужен поиск новых форм подготовки и содержания деятельности каскадеров. "Киборги наступают и отнимают трюки у каскадеров". Востребованы технологические решения и направления синтеза киборгов и каскадеров.

 

Проблема надежности

Трюк каскадера должен быть надежным - всегда сохранять жизнь и здоровье каскадеру.

Как обеспечить надежность трюка?

В конце прошлого столетия интерес к проблеме надежности начал формироваться и в естественных науках. Анализ систем различной природы (технических и биологических) выявил наличие общего и специфического в обеспечении их надежности. Под надежностью Юнацкевич П.И. понимает способность субъекта воспроизводить заданное поведение при любых условиях обстановки. Например, надежный офицер не предаст Родину, надежный полицейский не станет оборотнем в погонах. Надежный руководитель не предаст своих подчиненных, и решит поставленную задачу в рамках закона и общественной морали, нравственности. Надежность обеспечивается соблюдением правила "Три С" специалистом в сложных социально-экономических условиях: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Обучение и воспитание каскадеров правилу "Три" С и обеспечивает надежность трюка.

Понятие надежности используется при анализе явлений в гуманитарных науках. Впервые проблема надежности была поставлена в инженерной психологии как вопрос о надежности профессиональной деятельности. В значительной части работ, посвященных исследованию проблемы надежности человеко-машинных систем, надежность их центрального звена (оператора) понимается как безотказная функциональность. Б.Ф. Ломовым понятие надежности рассматривается с двух сторон: «как качественная характеристика надежность есть способность системы (или ее элемента) выполнять требуемые функции; в количественном определении надежность есть вероятность того, что система (или ее элемент) будут выполнять требуемые функции удовлетворительно в течение заданного времени и в заданных условиях».

Произошедшие в России на рубеже ХХ-ХХI веков кардинальные социально-экономические преобразования явились предпосылкой усиления интереса к социальным аспектам проблемы надежности. М.С. Солодкая справедливо указывает, что сегодня особенно актуальна проблема надежности государства, общественных систем в обеспечении уверенности граждан в безопасности, социальной защите и поддержке. В первое десятилетие ХХI века выполнены исследования, посвященные проблеме надежности педагогов. Ю.А. Афонькина понимает под профессиональной надежностью педагога способность действовать в условиях помех, сохраняя при этом высокое качество достижений, с одной стороны, и целостность, гармоничность своего внутреннего мира – с другой. О.Л. Осадчук определяет профессиональную надежность педагога как интегративное личностное качество, обеспечивающее эффективность педагогической деятельности независимо от возникающих обстоятельств, посредством механизма саморегуляции.

Важным аспектом в исследовании феномена надежности человека как субъекта труда является выделение ее признаков. Признаками профессиональной надежности человека, выделяемыми большей частью исследователей, являются безотказность, безошибочность и своевременность действий. Так, Г.С. Никифоров под надежностью профессиональной деятельности человека подразумевает безотказность, безошибочность и своевременность действий, направленных на достижение конкретных профессиональных целей в процессе взаимодействия с техникой или с другими специалистами.

Сегодня субъектам предпринимательства, бизнеса или хозяйства становится понятно, что социально-ценностное и нравственно надежное поведение «может давать весьма выгодный навар», правда в долгосрочной перспективе. Установлено, что доверие, явно соотносимое с надежностью делового партнера, снижает затраты при заключении сделки. В то же время «недостаток доверия и социальной интеграции, господство непосредственного эгоистического интереса представляют собой серьезный тормоз для экономического роста». То есть нравственная и социальная надежность сегодня капитализируются. Быть не просто профессионалом, но еще и нравственно, а значит, и профессионально надежным человеком стало выгодно! Эгоизм как форма экономического отчуждения в логике рынка, быть может, и преодолевается, но вот эгоизм как форма нравственного и морального отчуждения, проявляющаяся в различных сферах жизнедеятельности, включая сферу труда, вряд ли.

В последние годы понятие надежности оказалось востребованным в различных гуманитарных областях знаний: и в социальной философии, и в этике, и в новых направлениях психологической науки – нравственной психологии (Братусь Б.С.) и нравственно-этической психологии (Попов Л.М.). Эти тенденции органично вписаны в логику постнеклассической научной рациональности. Современный этап в развитии науки характеризуется как «гуманитарный антропоморфизм» (В.В. Ильин), при котором наша деятельность с необходимостью должна «сообразовываться с гуманитарно высокими образцами, согласующими знание и ценности, истину и идеалы, этику и технологию». Добавим, что в его рамках мы можем интерпретировать надежность как проявленное свойство вещи, в котором как бы имеется «овеществленная», «осуществленная», состоявшаяся надежда. В надежности большая доля уверенности в стабильности, повторяемости, обеспеченной упорядоченностью событий, вещей, а значит некоторой гарантии безопасности, проистекающей от этого. В современном изменчивом, ситуационном мире рисков, «вечного становления», «текучих вещей», абсолютизации релятивности всего и во всем, психологически потребность в надежности у человека очень велика. По Юнацкевичу П.И.,  человеку важно, чтобы другие не причиняли ему вред.

Юнацкевич Петр Иванович

 

С другой стороны, рассматриваемый исторический реверс понятия надежности, мы можем связать с изменением структуры общественных отношений, в которых можно усмотреть, условно говоря, «неосредневековый феодализм». Имеется в виду, во-первых, тот факт, что мы живем в «глобальной деревне» (М. Маклюэн), созданной сложными социотехническими системами, а во-вторых, возврат к системе не всегда формализуемых личных связей и зависимостей, основанных, так или иначе, на феномене надежности, характерных для традиционного общества. Такая система предполагает, что несущей конструкцией общества или, по крайне мере, каких-то сфер его жизнедеятельности вновь становятся личные, в том числе и прежде всего, и нравственные качества индивидов («добродетели»), которые в прежние времена, были не менее важны, чем профессиональные навыки. Отсюда – включенность понятия надежности в современный этико-психологический дискурс, в том числе, через этическую кодификацию нормативности в различных сферах профессиональной деятельности. Возможно, что это неявная попытка рефлексии и преодоления человеком неподлинности своего отчужденного бытия в современном мире.

Все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности являются результатом присвоения общественно заданных и в определенном смысле нормативных образцов этой деятельности. По мнению В. В. Давыдова, общественные учреждения так или иначе определяют характер формирования индивида «по своему образу и подобию».

Развитие спорта в 60-х годах ХХ столетия повлекло за собой увеличение интенсивности физических и психических нагрузок спортсменов, а, следовательно, вероятность возникновения срывов («отказов») в соревновательных ситуациях. В связи с этим проблема надежности спортсменов в экстремальных условиях соревнований была выдвинута на передний план. В.В. Давыдовым надежность спортсмена рассматривается как стабильность эффективности выступлений, некоторый психологический резерв, позволяющий предотвратить соревновательный стресс. В 80-х годах ХХ века надежности посвящены исследования в различных видах спортивной деятельности: боксе, дзюдо, лыжном спорте, борьбе, плавании, тяжелой атлетике, гимнастике и др.

Давыдов Василий Васильевич

 

Давыдов Василий Васильевич Советский и российский педагог и психолог. Академик АПН СССР (1978), вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. В 1948 году он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет на отделение психологии философского факультета. В то время там преподавал психологию П.Я. Гальперин, через некоторое время студент и преподаватель подружились.

В аспирантуре В.В. Давыдов был ярым последователем теории поэтапного формирования умственных действий, созданной П.Я. Гальпериным. В то время он общался с возмутителями спокойствия в советской философии: философами Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, В.И. Коровиковым. По этой причине после аспирантуры его не оставили работать в МГУ, и А.Р. Лурия устроил его редактором в журнал «Доклады АПН СССР». Через некоторое время А.А. Смирнов пригласил его работать в Институт психологии, где В.В. Давыдов и проработал всю жизнь. Примерно в то же время В.В. Давыдов сближается с Д.Б. Элькониным, и они начинают работать вместе в одной из московских школ.

На ранних этапах своего творчества В.В. Давыдов предлагал отказаться от термина «развитие» (психики) в применении его к отдельному человеку. Он считал возможным использовать только понятие «формирование» психики индивида. Это означает овладение, освоение, приобретение его общественной природы, отмеченной в особых продуктах предметной деятельности предшествующих поколений людей; формирование собственно деятельности человека, и в частности ее управляющих механизмов — психики.

В 1966 году он выпустил книгу «Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики», где изложил основные понятия своей теории. Кроме того, В.В. Давыдов раскрыл в ней свою психолого-педагогическую программу по преобразованию всего начального обучения. Он считал, что необходимо изменить сам принцип построения учебных предметов - с тем, чтобы их усвоение было одновременно и развитием способности к подлинному мышлению.

Для этого нужно построить все учебные предметы так, чтобы в них с самого начала использовались наиболее общие понятия. В ходе дальнейшего обучения преподаватель вместе с учащимися выводит из общих понятий частные характеристики объектов. Таким образом, по мнению В.В. Давыдова, движение от общего к частному постепенно формирует у ребенка умение полноценно владеть абстрактным мышлением.

К концу 1970-х годов В.В. Давыдов постепенно переходит от теории П.Я. Гальперина на позиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Но если общепсихологические воззрения ученого изменились, цель его осталась неизменной. Опираясь уже на культурно-историческую теорию, Давыдов работал над разработкой педагогической программы. Такая программа была им создана совместно с Элькониным. Основой этой теории были три тесно связанных понятия — учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия. Самым сложным пунктом в ее разработке стало правильное соотношение эмпирического и теоретического мышления, используемых в процессе обучения.

В 1996 году вышла книга «Теория развивающего обучения», в которой он изложил теорию развития детей, рассмотренную с самых высших позиций этой проблемы — с позиций субъекта этого развития. Субъектом деятельности, производящим новый материальный или духовный продукт, по мнению В.В. Давыдова, является личность, а производство подобного продукта — творчество. Под актом творчества Давыдов понимал реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя; в результате такого восприятия само понятие творчества, творческого отношения к жизни у него оказывается интеллектуализировано, т.е. непосредственно связано с интеллектуальными возможностями субъекта.

Личность, по мнению ученого, — основной субъект творческой деятельности, но не единственный. Давыдов признавал вполне возможным и существование понятия коллективного субъекта. На основании того, что личность является субъектом творческой деятельности, он делал вывод, что личностями становятся не все люди, а лишь те, которые достигают общественно значимых творческих результатов.

В.В. Давыдов умер в 1998 году. Творчество всей его жизни связано со школой, с изменением принципов современного образования. Теоретические взгляды ученого менялись с течением времени, но его общая идея оставалась неизменной. Созданная им совместно с Д.Б. Элькониным психолого-педагогическая теория развивающего образования получила название теории Эльконина-Давыдова. То, что эта теория успешно применяется сейчас во многих школах России, неопровержимо доказывает ее состоятельность и действенность.

При съемках кинофильмов довольно часто возникает необходимость в воссоздании далеких исторических событий, битв, аварий, стихийных бедствий, катастроф. Такие виды съемок совершенно невозможно организовать без участия специально подготовленных для этого людей, а, следовательно, и без появления на свет соответствующей профессии, имеющей, как и всякая другая, свой специфический язык, свою собственную терминологию, не изучив которой непросто будет понять дальнейшее содержание статьи.

 

Каскадеры

Итак, раскроем термины. Каскадер — специально тренированный человек, выполняющий трюковые действия при съемках фильмов. На Западе представитель этой профессии называется stuntman. В России первыми каскадерами были артисты цирка, поэтому и название специальности произошло от циркового слова каскад, что означает "имитация акробатом падения на землю".

Задача каскадера — подготовка и воплощение на экране замыслов режиссера и постановщика трюков. Фигура последнего далеко не однозначна, о его роли и функциях я еще подробно буду говорить ниже, а пока лишь буквально в двух словах расшифрую этот термин. Постановщик трюков— это руководитель группы каскадеров. Это — опытный исполнитель, обладающий большим стажем работы в кино, хороший спортсмен, тренер и организатор; генератор идей, способный воплотить их в жизнь; человек, как правило, с высшим образованием, имеющий широкие взгляды, высокую культуру, непререкаемый авторитет среди членов своей команды. Он является конструктором трюкового эпизода, разработчиком способов съемки и методов страховки; во время исполнения трюковых сцен руководит каскадерами и членами всей съемочной группы, а также лично несет полную ответственность за их жизнь и здоровье. В ходе проведения трюковых съемок его слово на площадке считается решающим. На Западе эта профессия носит название координатор.

Уровень каскадерской группы определяется именно уровнем постановщика трюков, а не наоборот — это закон, действующий практически без исключений.

 

Результатом совместного труда постановщика трюков и каскадеров является трюк. Трюк — специально запланированное действие, производимое при съемках кинофильма, связанное с опасностью для здоровья и жизни, и служащее повышению зрелищности кинокартины. От своего циркового собрата кинотрюк отличается тем, что выполняется в нестандартных условиях и с ограниченным количеством репетиций, а, случается, и вообще без них.

При выполнении трюка помимо каскадера в работе участвуют еще несколько человек, остающихся за кадром—страхующие. Их задача — обеспечение безопасности исполнителя и в случае неудачи: вытащить из-под лошади, из автомобиля, не дать утонуть, потушить во время горения и так далее, вариантов может быть множество. Дело это— весьма ответственное заниматься им может только опытный каскадер, на личном опыте изучивший все превратности профессии.

Если трюки связаны между собой общей линией сюжета и следуют один за другим, серией, то такая связка носит название трюковой сцены. И трюковая сцена, и отдельно взятый трюк являются как бы драмой в миниатюре: они имеют завязку, кульминацию и развязку, то есть весь драматургический строй, доводимый до зрителя определенными средствами-моторикой, говорится, разумеется, о тех случаях, когда трюк работает на развитие фабулы картины и раскрытие режиссерского замыс-ла. Бывает, к сожалению, и так, что то или иное трюковое действие не вписывается органично в сюжетную ткань а, выпадая из нее, режет глаз зрителя. Это так называемый "трюк ради трюка", где действие является самоцелью и служит в основном для самоутверждения тщеславия постановщика, а не на пользу дела. При грамотной постановке такого произойти не может, поэтому разговор на эту тему здесь мы сочтем небольшим экскурсом в теорию трюковой драматургии и вернемся к нашей основной теме.

Наверное, стоит упомянуть еще об одной кинопрофессии, зачастую бывающей необходимой при съемках фильмов. Я имею в виду профессию дублера. Дублер — совершенно не обязательно каскадер, это специалист в каком-либо роде деятельности, подменяющий актера, если в этом есть необходимость. Например, актер не умеет водить автомобиль. Ему не надо при этом совершать трюки, достаточно просто проехать по улицам города. В данном случае продублировать исполнителя роли может любой хороший водитель. В известном фильме "Гонщики", к примеру, актеров на трассе авторалли заменяли настоящие автомобилисты, мастера спорта. Подобная ситуация может сложиться и с привлечением других мастеров, не обязательно спортсменов. Представьте себе такое: главный герой, играющий шулера, должен, словно фокусник, совершать чудеса с колодой карт. В этом случае в кадре— руки дублера (скорее всего все таки фокусника, а не шулера).

И еще одно кинематографическое понятие, знакомое, наверное, всем. Это дубль — повторение действия несколько раз для того, чтобы выбрать из отснятого материала наиболее удачный вариант. В трюковой работе дубли снимаются в основном с простыми и средней сложности трюками. Переснимать же трюки, требующие особого напряжения всех сил (или снаряжения) удается редко, по крайней мере, сразу: декорации сгорели, автомобиль взорван или утоплен, стена обрушена. Как и в любом другом виде искусства, в работе каскадера отдельные пиковые достижения возможны лишь на базе добротного среднего уровня сложности исполнения. При общем низком классе профессионализма невозможны и взлеты: горная вершина никогда не стоит на пустом месте, ее существование обусловлено наличием предгорий.

Исполнение каждого трюка среднего уровня сложности тщательно отрабатывается на тренажерах, в спортивных залах и на специальных площадках. Падения и кувырки, удары и падения с лошади в упрощенных условиях, приемы скоростного вождения автомобиля и мотоцикла шлифуются до уровня полного автоматизма. Любой трюк, как бы сложен он не был, состоит из ряда простых элементов. Чем выше профессиональный класс каскадера, тем большее количество элементов (или целых групп элементов) он способен выполнить автоматически, не задумываясь над каждой фазой движения.

Все существующие виды трюков, хотя и достаточно условно, можно классифицировать следующим образом:

конные;

высотно-акробатические;

пиротехнические;

сценическое движение (спецэффекты);

мотоциклетные и автомобильные;

трюки на воде и под водой.

 

Проанализировав эти разновидности, нетрудно заметить, что все они, как правило, заканчиваются падением (вспомните еще раз происхождение слова каскадер). Падает с коня подстреленный всадник, падает подброшенный взрывом человек, из двух дуэлянтов один непременно должен быть убит и повержен, и так далее. Перевороты различных видов транспорта, прыжки на них тоже практически являются падением, но только замаскированным — каскадер падает, но только вместе с лошадью, каретой, автомобилем или мотоциклом. Отсюда следует логичный вывод, что падение представляет собой основную операцию, выполняемую каскадером. Для каждого вида падения необходимы и различного вида техники исполнения. Это может быть расслабление, напряжение, перевод скорости падения в качение или в скольжение и т. д.

Профессия эта довольно редка даже в США, где киноиндустрия стоит на очень высокой ступени развития и в год снимаются тысячи полнометражных художественных кинокартин, не говоря уже о неисчислимом количестве рекламных роликов и музыкальных клипов. В Ассоциации каскадеров США состоит менее  тысячи человек.

Остальные принимают участие в съемках эпизодически, в случае необходимости привлечения так называемой "трюковой массовки"— это сцены сражений, больших пожаров; стихийных бедствий, бунтов и тому подобного. Именно в таких кадрах чаще всего пробуют свои силы начинающие каскадеры, которых мы называем стажерами.

 

История профессии

Профессия каскадера родилась практически одновременно с появлением кинематографа. После первых документальных лент большое распространение получили художественные фильмы самых различных жанров, среди которых особое значение (в нашем контексте) занял жанр вестерна. Увидевший свет на американском континенте, он был посвящен в основном героизации первых поселенцев, завоеванию западных земель США, борьбе с индейцами и стихийными бедствиями. Для производства подобных картин понадобились люди, умеющие крепко сидеть в седле, владеющие револьвером и лассо. И такие люди нашлись — ими стали настоящие американские ковбои, которым не приходилось играть, они жили в кадре той жизнью, к которой привыкли, и занимались своим повседневным делом.

Родоначальником художественного фильма в стиле вестерна по единодушному мнению историков и критиком, является "Большое ограбление поезда", снятое режиссером Эдвином Портером в 1903 году. Сейчас эта лента кажется примитивной короткометражкой с незатейливым сюжетом и наивной, бесхитростной игрой актеров, но сцены драк, погонь, перестрелок даже сегодня заставляют с уважением отнестись к патриарху жанра. Роль одного из бандитов сыграл Макс Андерсон, до этого мало кому известный водевильный актер. Но после "Большого ограбления" он снялся в 375 маленьких фильмах, героем которых выступил главный обитатель прерий — ковбой.

Ковбой — простой парень с ранчо, шериф или золотоискатель, пропыленный, пропахший лошадиным потом был поднят кинематографом до уровня символа, олицетворения благородства и неустрашимости, неподкупной честности и вообще носителя всех и всяческих добродетелей. В дальнейшем через это амплуа прошли все американские звезды мужского пола: Дуглас Фербенкс, Гарри Купер, Тайрон Пауэр, Грегори Пек, Генри Фонда, Джеймс Стюарт, Эрол Флинн, Клинт Иствуд, Берт Ланкастер, Юл Бриннер, Марлон Брандо... Чтобы не продолжать этот список до бесконечности, напомню только об известных всему миру "Дилижансе" и "Великолепной семерке".

Но вернемся к тому, с чего мы начали, к зарождению профессии. Время шло, жанр развивался, к исполнителям трюковых номеров предъявлялись все новые требования, и вскоре навыков простого ковбоя — обычного пастуха, столь разительно отличающегося в жизни от своего вознесенного на пьедестал киноизображения стало явно маловато. Появилась новая волна людей, работающих только в кино и для кино — каскадеров-профессионалов.

Трюку открыли "зеленую улицу". Не случайно режиссер "Бен-Гура" около шести месяцев затратил на съемки одного лишь эпизода — состязания колесниц, который занял в готовой картине всего пятнадцать минут экранно¬го времени. Денег, израсходованных на эти съемки, вполне могло бы хватить на два "обычных" фильма.

С тех пор было изобретено множество различных приемов для выполнения трюков: уровень трюкового искусства все возрастал и продолжает возрастать в настоящее время. Сейчас на Западе к производству трюковых съемок привлекаются все новейшие достижения науки и техники. Трюк превратился в продукт промышленного производства. Каскадеры все больше специализируются, выполняя трюки каждый в своей узкой области: конные, автомобильные, высотные и т. д. Лучшими мастерами за рубежом считаются каскадеры США, Франции, Германии, Англии, Италии.

В бывшем СССР трюковое искусство, как и многое у нас, пошло "другим путем", снималось относительно небольшое количество фильмов определенной направленности, и считалось, что советский актер сам должен уметь выполнить все необходимые трюковые действия. Но пришло время, на съемках кинокартины "Смелые люди" понадобилось на полном скаку перевернуть не-сколько лошадей (выполнить трюк под названием "подсечка").

Группа цирковых наездников под руководством Д. Кантемирова получила личное задание Сталина к освоению этого действия. Зная крутой нрав "отца народов", джигиты Кантемирова забросили лошадей и занялись подготовкой в просмотровых залах. Было просмотрено невероятное количество материала из имевшихся в то время западных кинокартин, и секрет в конце концов перестал быть тайной за семью печатями: для подсечки лошади использовалось специальное приспособление — штрабаты. Съемки фильма состоялись, трюки были выполнены, и картину "Смелые люди" по праву можно считать началом трюкового искусства в СССР.

После цирковые конники отошли на второй план, и появились выдающиеся исполнители-профессионалы, такие, например, как каскадер-конник П. Тимофеев. Пути подготовки трюкачей в нашей стране также были отличны от зарубежных. Наиболее ценным исполнителем считался каскадер, владеющий несколькими трюковыми специальностями. Это позволяло создавать на экране непрерывность трюкового действия, исключало необходимость подбора нескольких дублеров для одного актера. Владение "смежными профессиями" резко повысило значимость каждого отдельного исполнителя, а значит и уровень трюковой работы в целом.

Именно в СССР был выполнен ряд трюков, не имевших в то время аналогов в мировом кинематографе. Русских каскадеров как исполнителей высокого класса признали на Западе, их охотно приглашают зарубежные кинофирмы.

Сегодня трюковое искусство продолжает стремительно развиваться, современный кинематограф предъявляет все более высокие требования к исполнителям. Как правило, для безопасного выполнения трюка требуется большое количество различных технически сложных расчетов и приспособлений. Каждый вид транспорта, на котором предстоит выполнить трюк каскадеру, нуждается в новых, оригинальных усовершенствованиях: от специальной ковки лошадей и шорных работ в конных трюках до переделки автомобилей и мотоциклов, форсирования двигателей в трюках технических. Этот процесс осложняется еще и тем, что в период подготовки к съемкам в руки каскадеров весьма нечасто попадает техника в исправном состоянии, а ее ведь нужно не только заставить двигаться, но и подвергать всевозможным перегрузкам для выполнения предстоящей сверхзадачи, что требует, как правило, значительного ее усовершенствования. Приходится своими руками усиливать подвески, трансформировать кузов, устанавливать дуги безопасности и т. д. Порой глазам зрителя предстает на экране всего лишь оболочка какого-нибудь автомобиля, а о том, что скрыто под ней просто невозможно догадаться. Такой творческий под-ход позволяет достигать поистине выдающихся результатов. Примерами могут служить мировой рекорд прыжка в автомобиле (сто метров), имитация падения человека с трехсотметровой высоты, прыжок на катере с трамплина на расстояние в тридцать три метра.

Сегодня, в эпоху цифровизации, возможности каскадеров возросли еще больше. За рубежом уже был выполнен трюк, полностью рассчитанный (да, практически, и осуществленный) компьютером: с вертолета, летящего со скоростью 70 км в час на высоте 25 метров, в точно рассчитанный момент компьютер, отстегнув бомбовую подвеску, сбросил каскадера в кузов автомобиля, идущего поперек движения вертолета. Исполнитель не получил ни одной царапины.

Не следует думать, что применение компьютерной графики и анимации оцифрованных изображений сделает профессию каскадера ненужной. При съемках фильма «Скалолаз» все трюки были сначала выполнены каскадерами, и лишь потом с помощью компьютерной графики их лица были заменены лицом Сталлоне.

В спорте мастерство исполнителя оценивается разрядом, опытность водителя — классом, место конкурсанта — баллами и т. д. Уровень умения каскадера определяется категорией сложности тех трюков, которые он исполняет или способен исполнить. Классификация трюков в кино достаточно условна, так как кинотрюк может сочетать в себе несколько действий одновременно — как простых, так и сложных. В таких случаях "зачет" категории идет по самому сложному действию из всего продемонстрированного набора. Например, исполнителю приходится выпрыгивать из невысоко расположенного окна второго этажа, но в горящей одежде. Определяющим здесь служит, конечно же, горение.

Итак, к трюкам высшей категории сложности или к уникальным можно отнести трюки, не имевшие до того аналогов в кинематографе, а также требующих большой подготовительной работы, конструирования сложных технических приспособлений или максимального физического и нервного напряжения. Уникальные трюки встречаются крайне редко, хотя возможны практически в любом разделе трюковой деятельности.

К трюковым номерам первой категории относятся сложные Трюки, требующие серьезной квалификации и высокого профессионального уровня исполнителя. Это может быть опрокидывание транспортных средств, падение вместе с ними или с лошадью в воду, проезды на любом транспорте по льду с погружением в воду. Это и трюки с применением открытого огня, автокатастрофы, исполнение сложных маневров (прыжков, переходов, падений, столкновений и т.д.) на большой скорости, имитация столкновений людей с движущимся транспортом, сложные трюковые номера, связанные с падением лошадей и всадников, падения и прыжки с большой высоты, трюковые номера на большой высоте, трюки под водой, пробивание стенок при проходе, пролете или падении.

К трюковым номерам второй категории сложности относятся такие действия, как борьба со служебными собаками и небольшими хищными животными, сложные драки (с предметами, с оружием, на высоте, на транспортных средствах, в воде и т.д.), исполнение маневров (применением движущегося транспорта, падения с высоты не менее трех метров, трюковые номера с участием скачущих лошадей, а также связанные с падением лошадей и всадников в статичном положении; бег между разрывами снарядов и т. д.

К трюкам третьей категории сложности относятся все остальные трюковые действия.

Таким образом, повышая уровень своего профессионального мастерства, расширяя круг своих навыков и умений, каскадер проходит путь от третьей (низшей) до первой и далее высшей категории. Более того, отработав определенное количество картин (согласно требованиям киностудии "Ленфильм"— пятьдесят) и проявив себя высококлассным исполнителем и творчески мыслящим профессионалом, он вполне может удостоиться звания постановщика трюков. А это не только новые горизонты, но и новые обязанности, о которых вы еще прочтете в этой книге.

В современном кинематографе, кроме того, как уже было сказано, некоторые особо сложные трюки можно выполнить только с использованием современных достижений науки и техники. По этому признаку все трюки, выполняемые в кинематографе, можно разбить на две основные группы:

Традиционные трюки, где исполнитель действует на основе своих навыков, знаний и умений.

Трюки, осуществление которых требует использования всех достижений науки — компьютерная графика, лазерная техника и т. д.

Любая из этих групп в свою очередь распадается на три подраздела:

трюки с неподвижными объектами;

трюки с движущимися объектами;

трюки с огнем и на воде.

Обе основные группы трюков одинаково важны в кино и взаимно дополняют друг друга, хотя трюки второй группы очень дороги. Они требуют много времени для подготовки, поэтому встречаются сравнительно редко и находят себе место только там, где возникает необходимость какого-либо рекордного достижения.

Наконец, трюки можно классифицировать по наиболее традиционному признаку, приведенному ранее — по виду и месту действий, выполняемых каскадером.

Все виды классификации трюков достаточно условны, и акцентируют внимание на какой-то одной особенности— стоимости, сложности, месте действия и т. д. (соответственно и используются они в разных ситуациях).

Так же, как и в спорте, процесс формирования навыков в трюковых действиях состоит из трех стадий.

Первая — это ознакомление с общей структурой действия, создание на данной основе необходимых понятий и представлений о технике выполнения двигательного действия. В полимодальной структуре представления преобладает в это время зрительный компонент. Мышечно-двигательные ощущения и восприятия еще расплывчаты, аморфны и несовершенны. Каскадер отчетливо понимает цель, но имеет весьма смутное понятие о способе ее достижения. При попытках выполнить действие неизбежны грубые ошибки, имеет место множество лишних движений, отсутствует положительный перенос двигательного навыка.

На второй стадии каскадер овладевает приемами наработки навыка, находит и закрепляет наиболее эффективные движения, необходимые для правильного выполнения нужного действия. В результате его двигательные представления становятся более полными и точными, мышечные двигательные ощущения и восприятия— более четкими. Зрительный контроль за выполнением упражнения перестает быть превалирующим, все более главную роль отводится двигательным и вестибулярным компонентам контроля. Временами действие выполняется качественно при ослаблении произвольного внимания — появляется возможность его распределения. Каскадер постепенно освобождается от ряда ошибок. Становится возможным двигательный перенос навыка.

На третьей стадии формирования происходит закрепление и совершенствование полученного навыка.

Совершенствование трюкового действия, двигательного навыка происходит в процессе длительного упражнения и имеет скачкообразный характер, а также следующие закономерности:

образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер, то есть "кривая упражнения" всегда имеет тенденцию к росту результатов;

на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов (т. н. "плато"), задержка в росте результатов на отдельных этапах формирования навыка. Это обусловлено тем, что применяемые приемы совершенствования навыка уже не обеспечивают дальнейшего роста техники. В подобных случаях в эти приемы и методику тренировки необходимо вносить рациональные изменения.

Из всего этого можно сделать вывод, что быстром формирования навыка в работе каскадера зависит от следующего:

предыдущего опыта в аналогичном трюке, виде спорта, количестве тренировок;

уровня спортивного мастерства в данном виде;

физической подготовки каскадера;

количества видов спорта, которыми занимался каскадер;

индивидуального уровня способностей каскадера к данному виду деятельности.

Специалисту высокого класса при выполнении рекордных трюков, когда невозможно смоделировать и отработать нужный навык, необходимо владение идеомоторной тренировкой. Таким образом каскадер вырабатывает навык за очень короткое время— буквально 10—15 минут, мысленно представляя движение,— но это возможно лишь на основе  большого спортивного или профессионального опыта и при достаточно высоком уровне развития пространственного воображения.

Очень важно без срывов, провалов и травм пройти через серию дублей, а т. к. каждый дубль дорого стоит (десятки миллионов рублей), не всегда есть возможность повторить съемку. Каскадеры обладающие такими качествами, считаются надежными и устойчивыми т. к. у них низкая вероятность срыва. В связи с тем, что надежность и устойчивость характеризуют поведение каскадера на съемочной площадке, существуют два основных источника информации о ней: результаты съемок (количество дублей, травм и т. д.) и эксперты-постановщики трюков, наблюдающие и оценивающие поведение каскадера. Для измерения надежности в инженерной психологии введен так называемый коэффициент надежности— число (всегда меньше единицы), показывающее вероятность выполнения поставленной задачи. Перед каскадером на киносъемочной площадке стоят три основные задачи:

выполнить максимальное количество трюков;

не получить травм;

выполнить личные требования (отработать трюки на уровне личных рекордов).

Как правило, каскадер должен решать их одновременно. Поэтому в характеристике надежности результаты каскадера выступают не сами по себе, а только в сравнении с рекордами: личными, всесоюзными, мировыми и т. д. Надежность работы каскадера на конкретной кино картине величина относительная и должна измеряться ми степени близости текущего результата к целевому.

В последние десятилетия за рубежом широко используется индивидуальный метод самостоятельной психологической подготовки. Это так называемый ментальный тренинг. По мнению зарубежных специалистов (L.E.Unestahl, 1983, 1992; T.Orlic, 1991; T.Morris, S.Bull, 1992; W.F.Straub, 1992, 1995 и др.) ментальный тренинг рассматривается как процесс систематического воспитания и самовоспитания, как одно из средств достижения отличного выступления и развития позитивного отношения к соревнованиям. Одна из целей ментальной тренировки научить спортсменов максимально использовать резервы психики, управлять своим состоянием и поведением и дать возможность большему количеству спортсменов достичь или хотя бы приблизиться к состоянию идеального выступления.

Ментальный тренинг в России имеет свою историю. Он связан с разработкой методов самовнушения в спорте. Однако в современном виде ментальный тренинг в России еще делает только первые шаги. Этому во многом способствовала разработанная в НИИ физической культуры Санкт-Петербурга в 1990-91 гг. русская версия шведской модели ментального тренинга (П.В.Бундзен и др., 1994).

В XXIвеке специальность каскадера начинает вытесняться специалистом по эффектам, информационным технологиям, позволяющим имитировать и производить любой трюк и трюки с использование специального цифрового программного обеспечения.

В этой связи нужна глубокая перестройка всей индустрии развлечений, поиск новых форм подготовки и содержания деятельности каскадеров. "Киборги наступают и отнимают трюки у каскадеров". Нужны новые решения и направления синтеза киборгов и каскадеров.

Институт государственного управления под руководством Герасимова Юрия Николаевича  проводит исследование путей модернизации профессиональной подготовки и применения каскадеров, интеграции деятельности специалистов по специальным эффектам и каскадеров в качестве экспертов оценки реальности и экстремальности трюков.

Исследования Герасимова Ю.Н. (2019-2020 годы) показали, что творческое объединение каскадера и разработчика кибер-трюков позволяет сохранить профессию каскадеров как классическую базовую подготовку специалистов по виртуальным эффектам и трюкам.

 

Метод оценки профессионального соответствия в подготовке специалистов

Метод оценки профессионального соответствия в подготовке специалистов разработан профессором Чигиревым Виктором Анатольевичем. Применение этого метода позволяет стимулировать профессиональный рост и подготовку специалистов любой направленности, в том числе и спортсменов, каскадеров.

Один из методов оцифровки человеческого фактора  – это онлайн моделирование профессионального соответствия специалистов.

Онлайн-моделирование профессионального соответствия  специалиста  предполагает  выполнение следующих мероприятий:

автоматический мониторинг динамики изменения требований профессиональной деятельности к личностным качествам и компетенциям специалистов на всех этапах их жизненного цикла;

реализация метода естественных тестов и дискурсивно-оценочного метода для оцифровки уровня развития личностных качеств, компетенций, поведенческих актов и поступков специалистов;

создание цифровой системы контроля профессионального соответствия специалистов в режиме реального времени.

Особенности и требования профессиональной деятельности к специалистам выявляются путем ее онлайн-моделирования. Объекты, функциональный состав, условия, в которых она протекает и т.д., находят отражение в модели деятельности специалистов, а требования к компетенциям,  уровню развития личностных качеств индивидов – в модели специалиста. Обе эти модели в совокупности представляют обобщенную модель деятельности специалиста, которая разрабатывается для различных категорий студента, слушателя, сотрудника подведомственного учреждения, государственного служащего, соответственно трансформируясь в модели студента, слушателя, сотрудника подведомственного учреждения, государственного служащего по той или иной специальности, а также в модели деятельности специалистов по должностям.

Методы изучения деятельности для разработки обобщенной модели деятельности специалиста многообразны. Они включают анализ регламентирующих профессиональную деятельность специалистов документов, наблюдение, трудовой метод (изучающий выполняет функциональные обязанности специалиста), описание деятельности специалиста, самоотчеты специалиста, коллективное оценивание тех или иных аспектов экспертами, беседы со специалистами, анкетирование специалистов и объективную регистрацию процесса профессиональной деятельности, выделение и анализ типовых ситуаций и т.д. Комплексное  применение перечисленных методов обеспечивает разработку обобщенной модели деятельности специалиста практически с любой наперед заданной степенью детализации, зависящей от специфики решаемых с помощью моделей задач.

 

Чигирев Виктор Анатольевич

 

Оценивание уровня развития личностных качеств специалиста, а также его компетенций (знаний, умений и навыков), поведенческих актов и поступков должно выполняться в системе моделирования личности и предполагает разработку соответствующих моделей – моделей личности специалиста.

Оценка того, насколько структура качеств специалиста удовлетворяет требованиям профессиональной деятельности специалистов или насколько достигнуты  цели учебного и воспитательного процесса должна осуществляться с помощью методов моделирования профессионального соответствия.

Широкое внедрение в практику новых методов государственного и государственно-корпоративного управления объективно необходимо.  Имевшая на протяжении многих лет место недооценка индивидуальных, духовных аспектов личности, игнорирование индивидуальных различий, недостаточный учет уровня подготовки и способностей людей резко снизили активность  человеческого фактора и его эффективность. Тем самым был нанесен ущерб качеству деятельности специалистов, ибо человек не может нормально развиваться без адекватной информации о своих собственных качествах и свойствах, без их объективной социальной оценки.

Эта обратная связь стимулирует или тормозит развитие тех или иных сторон индивидуальности, а, значит, является объективно важной и для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Эффективной реализацией такой обратной связи и должна способствовать оцифровка человеческого фактора для повышения эффективности государственного и государственно-корпоративного управления.

Методология решения этой государственной задачи основана на практическом использовании дискурсивно-оценочного метода, разработанного в СССР и реализованного в военно-космических силах СССР в 1986-1992 годах.  Планировалось использование данного метода для повышения качества государственного управления трудовыми ресурсами, однако в связи с распадом СССР данные планы не были реализованы.

Дискурсивно-оценочный подход основан на оцифровке обратных социальных связей в социальных системах, прикрепление каждому субъекту динамического индекса профессионального соответствия, позволяющего в режиме реального времени осуществлять повышение эффективности своей деятельности, обеспечивать профессиональное соответствие занимаемой должности. Под термином «профессиональное соответствие» будем понимать категорию, отражающую, насколько качества (свойства) человека удовлетворяют по наличию и уровню развития требованиям, предъявляемым к нему профессиональной деятельностью.

 

Он интуитивно понятен всем специалистам, занимающимся человеческим фактором и трудовыми резервами, и является, по сути дела, обобщением известного термина «профессиональная пригодность», который традиционно употребляется в том же смысле лишь применительно к отдельным этапам функционирования специалистов, например к этапу комплектования образовательного учреждения, или выпуска. Термин «профессиональное соответствие» более общий, поскольку подразумевает оценивание специалистов на всем протяжении их жизненного цикла.

Дискурсивно-оценочный метод составляет НОУ-ХАУ данной программы, его практическое применение позволит при минимальных затратах (по сути, финансирование разработки онлайн-моделей профессионального соответствия, создание и внедрение цифровой системы автоматического контроля профессионального соответствия специалистов) повысить эффективность человеческого фактора.

Дискурсивно-оценочный метод составляет НОУ-ХАУ данной программы, его практическое применение позволит при минимальных затратах (по сути, финансирование разработки онлайн-моделей профессионального соответствия, создание и внедрение цифровой системы автоматического контроля профессионального соответствия специалистов) повысить эффективность человеческого фактора.

При максимальной мобилизации сотрудников органов власти посредством создания системы обратных социальных связей можно добиться много в сложной и изменяющейся обстановке.

 

Эко-управление в подготовке специалистов

Метод эко-управления в подготовке специалистов разработан Юнацкевичем Петром Ивановичем. Практическое применение этого метода позволяет существенно повысить качество управления и подготовка кадров в организации любого типа.

Культура управления прошла в своем развитии два этапа – аристократии и бюрократии – и в современную эпоху вышла на новый этап, который можно назвать инфократией.

Информационная революция привела к возникновению горизонтальных структур, где влияние перешло к сотрудникам, обладающим информацией и экспертными знаниями.

В информационную эпоху необходимы новые стили управления, а не новые бюрократические структуры.

Новый стиль управления информационной эпохи – эко-управление.

Дискурсивно-оценочный метод составляет НОУ-ХАУ данной программы, его практическое применение позволит при минимальных затратах (по сути, финансирование разработки онлайн-моделей профессионального соответствия, создание и внедрение цифровой системы автоматического контроля профессионального соответствия специалистов) повысить эффективность человеческого фактора.

В целях обеспечения оцифровки человеческого фактора планируется следующее:

разработка методики моделирования личности специалиста, компетентности и профессиональной деятельности специалистов;

уточнение должностных требований, предъявляемых к специалистам;

коррекция содержание учебных планов и программ учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов;

разработка методики онлайн-моделирования профессионального соответствия специалистов;

разработка, апробация и внедрение цифровой системы контроля  профессионального соответствия.

Финансирование этих мероприятий предполагается осуществлять за счет средств заказчика.

Реализация программы позволяет эффективно использовать человеческий фактор.

Дополнительным эффектом от реализации программы является мультипликативный эффект, который при улучшении управления человеческим фактором образуется за счет сокращения совокупных кадровых издержек, развития различных видов обеспечения государственного и государственно-корпоративного управления.

Реализация программы позволит  достичь следующих результатов:

повысится эффективность государственного и государственно-корпоративного управления;

повысится доверие населения страны к национальным органам власти;

укрепится уверенность населения страны в том, что органы власти выполняют задачи, имеющие общенародное значение;

будет осуществлена мобилизация сил, воли, концентрации внутренних возможностей, резервов специалистов на выполнение задач, поставленных национальным правительством.

При максимальной мобилизации сотрудников органов власти посредством создания системы обратных социальных связей можно добиться много в сложной и изменяющейся обстановке. Научный руководитель Института государственного управления Академии экосоциальных технологий Герасимов Юрий Николаевич, основатель нового научного направления «Оптимизация надежного управления процессами жизнедеятельности личности и общества» («РЕЕСТР НОВЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ» №0191 от 30 04.2019 года).

 

Под руководством Герасимова Юрия Николаевича в Институте государственного управления осуществляется индивидуальная подготовка по новейшему направлению обучения "Эко-управление". 

 

Эко-управление - новый вид управленческой практики, основанный при использовании при принятии социально-значимых решений дискурсивно-оценочного метода, субъектологических баз данных, инструментов сбора и обработки данных об отношениях субъектов и объектов управления. Эко-управление позволяет исключить наступление социальной катастрофы и трагедии субъекта управления, власти.  Неграмотные управленцы, лишенные современнейших знаний об эко-управлении неизбежно завершают свой жизненный путь личной и семейной трагедией и катастрофой всех своих дел, утрачивают репутацию и общественное доверие, осуждаются обществом. Их потомки подвергаются ограблениям, и  преследуются до полного вымирания рода.

Спешите получить новые знания и умения эко-управления!

Обрушение экономики продолжается и новые знания нужны, чтобы сохранить свой успех.  Эко-управление позволяет дистанционно регулировать коммерческие и социально-экономические процессы, обеспечивая нужный баланс отдыха, доминирования, развлечений и питания.

Заказ на персональную подготовку по курсу корпоративного эко-управления, оцифровку человеческого фактора государственного управления принимается по адресу:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

с пометкой "Для Института государственного управления АЭСТ"

 

 

Авторы статьи:

Герасимов Н.Ю., Герасимов Ю.Н., Лившиц И.Л., Сысоев Н.П.

Институт государственного управления

Академия экосоциальных технологий

 

Герасимов Н.Ю., Герасимов Ю.Н., Лившиц И.Л., Сысоев Н.П. Виртуальные киборги наступают: борьба за выживание каскадеров. - М., Институт государственного управления, 2020. 

 

ИСТОЧНИКИ

 

1.Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 295 с.

2.Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М.: ФиС, 1986. - 193 с.

3. Баландин В.И., Бундзен П.В. Современная технология повышения психофизиологических резервов и надежности соревновательной деятельности ментальный тренинг // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: ВНИИФК, ГАФК, 1997. - С. 62-71.

4.Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов. Методическое пособие. СПб.: Комитет по ФКиС СПб, СПб НИИФК, 1998. - 27 с.

5. Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Кабанов С.А., Семенов А.Н., Тараканов В.Ю., Юнацкевич Д.П. Совершенствование надежности эко-управления  на примере ООО МПП- М., 2020. - Режим доступа: http://www.igumt.ast.social/menu-news/26-sovershenstvovanie-nadezhnosti-eko-upravleniya.html

6. Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Андрюнин В. Ю., Годько А.Н., Иванов Д.М. Информальная юстиция: методология проектирования правовой помощи нового типа. – М., Институт государственного управления, 2020.

7.Герасимов Ю.Н. Соревновательная надежность дзюдоистов высокого класса и педагогические методы ее совершенствования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л.: ВДКИФК, 1985.- 199 с.

8.Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Завьялов И.А., Иванов Д.М., Юнацкевич Д.П., Яковлев А.В. Совершенствование соревновательной надежности дзюдоисток - квантовый метод

https://iov.ast.social/news/1030-sovershenstvovanie-sorevnovatelnoj-nadezhnosti-dzyudoistok-kvantovyj-metod.html

9.Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Завьялов И.А., Иванов Д.М., Юнацкевич Д.П.

Бихевиоральная сингулярность в совершенствовании надежности боевых единоборцев

http://igumt.ast.social/menu-news/22-bikhevioralnaya-singulyarnost-v-sovershenstvovanii-nadezhnosti-boevykh-edinobortsev.html

10.Герасимов Ю.Н., Герасимов Н.Ю., Паулина М.М. От кризиса формального обучения к возрождению индивидуального образования. - В кн.: Стратегия развития и национальная безопасность. М: 2018, №16 - с. 68-73.

11.Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Герасимов Н.Ю., Паулина М.М., Сободырев В.А. Педагогический контроль соревновательной надежности дзюдоисток – субъектологический подход. – Санкт-Петербург, АЭСТ, 2020.

https://iov.ast.social/news/1028-pedagogicheskij-kontrol-sorevnovatelnoj-nadezhnosti-dzyudoistok-sub-ektologicheskij-podkhod.html

12.Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности .-С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 172с.

13.Сысоев Н.П. Настольная книга каскадера.-СПб.: Мифрил, 1998.288с. вклейка 34с.

14. Тараканов В.Ю., Герасимов А.Ю., Герасимов Ю.Н., Лившиц И.Л. Пилотный инвестиционный проект развития Российской Арктики.- В кн.: Стратегия развития и национальная безопасность. М: 2014, №14 - с. 5 – 25.

15.Рубанов А.В. Социальный субъект: мотивы и деятельность. Минск, 1994.

16.Хоружий С.С. Античная забота о себе и практика исихазма: компаративный анализ (заметки на полях «Герменевтики субъекта» Фуко) // Вопросы философии. 2016. № 8.

17.Чигирев В.А. Управление энергией человеческих масс. Ленинград, ВИКИ им. А.Ф. Можайского, НИЛ-4., 1986.

18.Чигирев В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. Концепция локальной системы непрерывной подготовки кадров / Под ред. А.И. Захарова и В.А. Чигирева. - Министерство обороны СССР, 1990.

19.Юнацкевич П.И. История педагогики. СПб, ВКА им. А.Ф. Можайского, НИЛ-4, 1996 г.

20.Яблокова НИ. Социальный субъект: генезис, сущность, факторы становления и развития: Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11. М., 2000.

Поделиться в соц.сетях
Нравится