Бихевиоральная сингулярность в совершенствовании надежности  боевых единоборцев

 

Герасимов Ю.Н., Герасимов Н.Ю., Завьялов И.А., Иванов Д.М., Узун Л.С., Юнацкевич Д.П.

 

Надежность единоборца – системное качество, позволяющее бойцу стабильно и эффективно выполнять боевые задачи в экстремальных (боевых, приближенных к боевым) условиях. 

Совершенствование надежности бойца - педагогический процесс, воспитывающий   системное, интегральное, комплексное качество бойца, позволяющее ему стабильно и  эффективно выполнять боевые задачи в экстремальных условиях.

13 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге прошло заседание секретариата Академии экосоциальных технологий (АЭСТ), на котором обсуждались  итоги 2019 года и миссия академии на 2020 год. С докладом выступил Чигирев В.А. на тему «2020 год – международный год эко-поведения и эко-управления».

Президент АЭСТ Юнацкевич П.И. подвел итоги заседания.

В обществе сохраняется нехватка справедливости. Каждый человек чувствует несправедливое отношение  к себе. Дефицит справедливости и неравенство ведут к социальным катастрофам и личным трагедиям, соматическим и психическим заболеваниям, криминалу, вооруженным конфликтам. Любой срыв в отношениях людей связан с несправедливостью.

Как отмечает Чигирев В.А. и Юнацкевич П.И., восстановление устойчивого развития осуществляется путем балансирования справедливости.

 

Чигирев В.А.

 

ДОМ – это научно-практическая основа моделирования баланса социальной справедливости, которую мы оцениваем как величайший вклад Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И. в развитие человеческой цивилизации. Нам уже сегодня навязывают цифровой концлагерь. Используют, например, вирус как обоснование к ненужным дисциплинарным извращениям (заставляют делать неоправданные с точки зрения вирусологии действия: лишают свободы, изолируют, заставляют одевать ненужные предметы на руки и лицо и тому подобное).

Контроль населения осуществляется на основе использования метода естественных тестов (МЕТ), разработанных нашими учеными еще в годы СССР. Но данный метод был разработан для закрытых дисциплинарных систем (армия), и не предназначался для использования в открытых гражданских системах.

 

Для гражданских систем был разработан дискурсивно-оценочный метод, который, в отличие от МЕТ позволяет получить от человека оценку и оправдание совершенного социального действия, зафиксированного камерами наружного наблюдения, которые являются одним из средств сбора информации о социальном поведении людей. МЕТ, дополненный ДОМ, не позволяет создать цифровой концлагерь, дает каждому человеку возможность проявить свою субъективность, стать участником дискуссии и оценки социальных событий и явлений. 

Балансирование социальной справедливости можно осуществлять посредством использования социальных сетей нового типа – социально-оценочные сети».

Социально-оценочные сети – это сети, которые позволяют пользователю влиять на восстановление справедливости посредством организации открытого обсуждения, групповой экспертной и массовой оценки по различным шкалам (вредно-не вредно, угрожает – не угрожает, должное поведение – не должное поведения, справедливо-несправедливо и так далее).

Такие социально-оценочные сети уже находятся в разработке. Некоторыми их моделями может пользоваться каждый социалист: обсуждать и оценивать любое социально-значимое решение, принимаемое публичными лицами, которое кажется ему важным и значимым, требующим общественной дискуссии, обсуждения, оценки и коррекции с позиций глобального экологического принципа (не вредит ли это другим, и мне лично?).

Визуализация обратных социальных связей позволяет разрушать любую фейковую конструкцию, направленную на манипулирование общественным мнением и поддержание несправедливости.

Дисбаланс справедливости – это путь к социальной, групповой и личной катастрофе. Для профилактики таких катастроф в социальных и корпоративных конфликтах необходимо балансирование социальной справедливости.

Социально-экологические проблемы являются теми вопросами, на решение которых направлена миссия Института государственного управления Академии экосоциальных технологий (лаборатория № 2 ИГУ АЭСТ.  Лаборатория спортивной подготовки и воспитания государственных служащих).

 

Эксперты, ученые и исследователи Лаборатории спортивной подготовки и воспитания государственных служащих 

Института государственного управления

 

Исследования проводятся Институтом государственного управления Академии экосоциальных технологий (ИГУ АЭСТ) в развитие научного направления «Оптимизация надежного управления процессами жизнедеятельности личности и общества». 

Так как трудности при вычислении оптимального надежного управления быстро возрастают с усложнением модели, а также из-за развития алгоритмов безмодельного управления целесообразно при синтезе управления предусмотреть процедуру самоорганизации модели. 

Процесс обработки информации и выбора управления позволяет обеспечить организованное функционирование системы, что сопровождается потерей энергии и уменьшением энтропии, т.е. в системе происходит самоорганизация за счет поглощения поступающей извне отрицательной энтропии (характеризующей уровень организации системы). 

Понятие «сингулярность» - это точка, в которой всё, что в ней находится, стремится к бесконечности. Так, в гравитационной к бесконечности стремится гравитация. В биологической точке есть стремление к бесконечному воспроизводству. В социальной точке есть стремление к непрерывной жизни человека и общества. Через социально-оценочные сети боец, занимающийся боевой спортивной подготовкой, получает точку сингулярности. Она представляется в дискурсивно-оценочной плоскости, которая развивается и имеет только один регулятор - этический. Тот боец, который ведет бой с главным врагом цивилизованного развития человечества - верой в деньги как в Бога, получает в такой сети массовую поддержку, черпает духовные силы для своей победы над социальным паразитом, социопатов (лицом, пробравшимся во власть и нравственно разложившимся).

Сегодня существует явная потребность в расширении влияния науки управления на общественные нужды. И хотя, как это привычно для технических систем, оптимизация позволяет приблизить многие технологии и способы их применения к предельным режимам, к обеспечению необходимого уровня безопасности, надежности и др. 

Мы видим международную важность развития культуры экологии поведения и экологии управления, заключающейся в реализации глобального экологического императива (не вреди).

Деятельность ИГУ АЕСТ направлена на практическое и теоретическое применение научных достижений военно-научной школы СССР (Чигирев В.А., Юнацкевич П.И.), содействие формированию культуры эко-поведения и эко-управления.

 

Юнацкевич П.И.

 

Процесс управления есть, с одной стороны, самоуправление (самодвижение, саморазвитие) бойца, а с другой — целенаправленная деятельность тренера (учителя), объектами которой являются поведение и «физическое состояние бойца». 

В качестве объектов управления в спортивной деятельности можно выделить комплекс внешних взаимодействий, присущий деятельности бойца; уровень и структуру специальной физической подготовленности, определяющие его функциональные возможности; специализированную двигательную нагрузку.

Обобщенно содержание управленческой деятельности учителя (тренера) составляет рациональная организация разных сторон подготовки (физической, технической, тактической, психологической, стрелковой, информационной и др.) в их единстве, с его индивидуальными особенностями. Сущность управления как деятельности заключается в формировании субъектом управления управленческих решений и их реализации, направленной на приведение системы в новое состояние. 

 

 

Каждый отдельно взятый показатель, характеризующий одну из сторон деятельности бойца, не позволяет проводить диагностику надежности. В связи с этим мы использовали методологический подход многомерной статистики и рассматривали вектор показателей как комплексный признак, характеризующий бойца.

Применение метода онлайн-социологии (социологии в режиме реального времени, которая отражает обратную социальную связь с объектом оценивания) позволяет выделить важный показатель как общественная поддержка обществом бойца или наоборот, его осуждение в том, что он физически защищает социального паразита или социопата.

Основной инстинкт, на котором держится боевая деятельность - это защита общих ценностей, защита общества, своих людей от врага (социального паразита).  Запуск этого инстинкта обеспечивал и обеспечивает человечеству вовлечение масс людей в бой. Однако с развитием социально-оценочных сетей возникли новые психолого-педагогические условия.

Пропаганда раньше помогала оболванивать массы бойцов и вести их на убой ради защиты шкурных, личных интересов конкретных личностей и властных групп. Теперь пропаганда не может обеспечить запуск боевого духа, так как бойцы видят, что защищать им некого. Нравственные уроды не могут быть объектом защиты, а могут выступать только объектом воздаяния, в том числе и физического.

Поэтому многие манипуляторы стремятся исключить человеческий фактор из боя, заменяя его техникой (дроны, роботы, искусственный интеллект, вирусы, беспилотные боевые системы и тому подобное).

Для государств, не имеющих технологического преимущества сохраняется важность подготовки бойцов с опорой на нравственную идеологию, справедливость и возмездие врагу.

Тут важнейшую роль играет воссоздание системы воспроизводства тренерского состава и учителей физической культуры, которые будут закладывать основные качества бойца в современную молодежь. Без такой педагогической системы трудно будет противостоять слабому государству против сильной и богатой страны.

 

 

Педагоги по боевой спортивной подготовке - это та сила, которая обеспечивает необходимую для формирования и оценки  степени реализации качества надежности бойца.

Благодаря занятиям со спортивным педагогом, участию в дискурсивно-оценочных практиках, каждый боец достигает определенной степени своего личностного развития, и попадает в "точку бихевиоральной сингулярности".

По аналогии с компьютерной сингулярностью, это точка во времени и пространстве, когда индивидуум начинает заниматься самосовершенствованием (или саморазрушением) - интеллектуальным, эмоциональным и физическим без какого-либо влияния извне. Фактически - это точка невозврата (принятия решения). Она личностно детерминирована. Невозможно предсказать, как будут развиваться события после её прохождения. Конечно, всегда нужно надеяться на лучшее. Грядущее обязательно потребует энергии. Очень разумно подготовиться к этому событию ментально, физически и эмоционально. Такое состояние обеспечит возможность безопасно и эффективно двигаться дальше, какую бы мы цель перед собой не ставили. 

Бихевиоральная сингулярность стоит на фундаменте трудов И.П. Павлова, Б. Скиннера, П.И. Юнацкевича, В.А. Чигирева. Её суть - модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному нравственному поведению. 

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон отрицал значимость изучения сознания. Он призывал наблюдать за поведением, так как ощущения и эмоции недостаточно объективны. Эта идея активно обсуждалась в научных кругах (учение о рефлексах И. П. Павлова, И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева). Но именно Уотсон в 1913 г. озвучил её как направление в психологии. Сам термин происходит от англ. behaviour - поведение. Целью бихевиористов было умение предсказать поведение человека, а также возможность им управлять. Спецификой бихевиоризма было исследование процесса научения. В 1932 году Эдвард Толмен разработал когнитивную теорию научения. Согласно этой теории, поведение организма в пространстве определяется не рефлекторными движениями, а наличием когнитивной карты - образа уже знакомого пространства. 

На основе этого представления создавалась социальная когнитивная теория Альберта Бандуры. Согласно которой, человек способен освоить практически все виды поведения, наблюдая за поведением других и его последствиями. Такой тип научения называется викарным. Он осуществляется посредством внешнего косвенного подкрепления и самоподкрепления (чувством собственной эффективности).

Методы модификации поведения, предложенные А. Бандурой, имеют большое значение для психотерапевтической практики. Например, тренинг "коррекция отклоняющегося поведения" и другие её разработки.

Чигирев В.А. и Юнацкевич П.И. сформировали концепцию боевой подготовки: "мы не знаем, что происходит в голове человека. Но если он будет принимать участие в событиях боевой подготовки, оценивать и обсуждать себя и товарищей, командиров и начальников, видеть, что благодаря этому участию осуществляются ротации, устанавливается справедливость и осуществляется возмездие, тогда такой боец будет более готов к битве, чем наёмник, ведущий бой только за деньги и за защиту несправедливости, обеспечение ухода от возмездия для конкретного социального паразита, финансирующего наемника".

На Земле нет ни одного этноса, в культуре которого не было воинского образования.

Национальное воинское искусство было, есть и будет у любого народа планеты. Разве папуасы не учат своих юношей военному делу? Или малонезийцы? Учат своих парней биться копьями и знаменитые масаи в Кении и племена Ваккаба в восточной Африке.

До сих пор сохраняют свою воинскую традицию бушмены и готтентоты. То же самое можно сказать о воинах племен банту, туарегах Сахары, бедуинах Африки и Аравии. Про Восточную Азию говорить вообще не приходится. Даже обыватели хорошо знают, что в каждой деревушке Лаоса, Камбоджи, Таиланда, Вьетнама, Китая или Японии имеются мастера — хранители национальной воинской традиции. Несколько иначе в Центральной Азии.

Но тут произошло то же самое, что и у нас. В Европе у германцев и славян запретили занятия воинским наследием предков «любвеобильные» христиане, а в центральной и западной Азии — мусульманские муллы. Если быть точнее, отчуждение от арийского воинского наследия в основном произошло в народных массах. Ни христианам, ни завоевателям-мусульманам умеющие владеть воинским искусством сильные подданные были не нужны. И тем и другим необходима была абсолютная власть над массами.

По этой причине древняя арийская йога борьбы в христианском и исламском мире очень скоро приняла форму прикладного воинского искусства для аристократии. И в Европе, и в Азии им стала заниматься в основном знать: рыцари-дворяне и военная верхушка мусульманского мира. Естественно, прикладной внешний характер превратил арийскую воинскую йогу в набор определённых боевых приёмов. Только клан ассасинов в Иране и тибетские монахи-воины смогли сохранить подлинный дух и принципы древнего боевого наследия.

Тибетцы позаимствовали арийское воинское искусство у индийских кшатриев, а ассасины ислам признали только внешне, внутренне они остались поклонниками Ахура-Мазды, своего покровителя. Но это на Западе и в Центральной Азии. А как же на Руси? А на нашей земле всё сложилось несколько иначе. Чтобы понять как, надо вспомнить, что в VIII—VI тысячелетии до н.э. предки так называемых индоевропейских народов на территории западной Европы не проживали. В те времена западная Европа приходила в себя от недавно закончившегося оледенения. К тому же она была населена иберийскими племенами и родами африканских негров. Территорию западной Европы предкам индоевропейцев надо было ещё завоевать. Восточную же Европу, Урал, просторы Сибири и Средней Азии не надо было завоёвывать.

С древних времён эти территории входили в сферу влияния Великой Северной цивилизации, той самой, которую греки называли Гиперборейской. Как показывают данные генетики, основным ядром древнего индоевропейского мира были люди с нордической гаплогруппой R1A1. Теперь можно смело сделать вывод: если ядром арийского мира многие тысячелетия являлась Восточная Европа, Урал и бескрайние просторы Сибири, то именно здесь, на этой территории дольше всего сохранялось культурное наследие предков.

Понятно, что это относится не только к языку, архитектуре, изобразительному искусству или музыке, но и к воинскому наследию. Потому что оно у всякого этноса всегда являлось частью его культуры. Вот почему на Руси в целости сохранилось древнее арийское искусство рукопашного боя. И не надо рассказывать, что кроме стеночного боя у русского народа ничего из ведического прошлого не сохранилось. Стеночный бой — совсем другое, так же, как и народная драка, из которой родился стиль всем известной славяно-горицкой борьбы. Здесь речь идёт о воинском искусстве русских кшатриев. На Руси их когда-то называли боярами. В одном из переводов звучит: «боем ярые». Если учесть, что «ярью» древние русы именовали мощный поток космической энергии, то становится понятным сакральный смысл слова «боярин»: «умеющий в бою пользоваться энергопотоками», или нисходящими и восходящими силовыми полями. 

В частности, не следует думать, будто история России прерывалась на время существования СССР, надо принимать и интегрировать все части нашего прошлого в общую картину.

Советский народ – это нация или этнос, возникший в государстве СССР,  из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.

Основа советской идеологии – марксизм-ленинизм  (или научный коммунизм).

 

Советский народ – особый, беспрецедентный этнос. Все остальные этносы суть сохранение большими группами людей своих традиций, языка, исторической памяти. Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имеет ориентацию научное мировоззрение и     картину социального будущего с идеалом коммунистического общества. 

Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы:

1) социалистическая собственность на средства производства; 

2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представляется человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция;

3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость; 4) гуманизм и социальная справедливость;

5) научное мировоззрение;

6) энтузиазм;

7) героизм;

8) коллективизм и товарищество;

9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм;

10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.

 

 

Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность.  Некоторые народы в составе Советского Союза  получили свою  государственность.  Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.  

Советский народ объединен его традициями, праздниками, ритуалами.

 

 

Советский народ – существует до сих пор. Этнос не может исчезнуть в результате политических решений, ровно как,  и возникнуть. Этнос возникает стихийно, когда большие социальные общности продолжительное время проживают совместно в общей для них политической ситуации. 

Однако ликвидация социальной активности и активистов на партийных беспринципных функционеров позволила развалиться СССР на почве безнравственности правящей элиты. Лишенная социальной активности масса стала удобной основой для  безнаказанного разграбления наследия СССР. Все возмущены, но страх, трусость и глупость обеспечивают режим самоизоляции каждого гражданина. Таким образом развал СССР перешел и в развал России, других государств СНГ. Встала проблема роста, и обозначились основные враги этого роста - слуги своего кармана на государственных должностях. Ротации таких лиц являются лучшим средством развития стран бывшего СССР.  Наблюдая такие ротации, тренерский состав станет более активно и правильно учить молодежь, готовить её к бою за справедливость.

Рассмотрим некоторые боевые искусства.

Арнис или эскрима — филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи), позже изучаются техники рукопашного боя (панантукан). Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. В эпоху колониализма испытала сильное влияние испанского фехтования дестреза унаследовав от него раздел эспада и дага (исп. espada y daga). 

Отличительные особенности арниса — пластичная и скоростная, «текучая» манера ведения боя, атаки конечностей противника, сближение с противником на опережение при контратаках, передвижения по треугольным траекториям, смещение на переднюю ногу веса (в силу специфики работы с оружием). 

Воинское искусство Тескао пришло к нам из Тибета. Оно практиковалось в узком кругу семьи, и долгое время оставалось закрытым. 

Тескао представляет собой боевую систему, включающую большой спектр технических комбинаций, состоящих из ударов, бросков, болевых и удушающих приемов. Частью системы является уникальный неограниченный набор упражнений, направленный на формирование умения у ученика действовать в нестандартных ситуациях. Упражнения гармонично развивают координацию, силовую выносливость, чувство дистанции, увеличивают скорость реакции. Они также развивают скрытый потенциал человека, улучшают здоровье, повышают чувствительность.

Владелец баскетбольного клуба «Бруклин Нетс», входящего в национальную баскетбольную лигу США (NBA), российский бизнесмен Михаил Прохоров провел мастер-класс для своей команды. Являющийся поклонником древней техники боевых искусств тескао, Прохоров лично отобрал несколько упражнений, которые и представил спортсменам с настойчивой рекомендацией включить их в регулярную программу тренировок клуба.

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Несколько тысяч лет назад люди были точно не глупее, чем мы сейчас. Но все наши сегодняшние таланты связаны с развитием высоких технологий, а тогда нужно было просто выжить. Именно поэтому в прошлом талант конвертировался в создание системы подготовки тела, которая позволяла выжить. И вот школа таких древних единоборств сохранилась. Школа эта закрытая, доступ в нее ограничен. Она уникальным образом «готовит» тело. Есть легенда, что 200 самых сильных воинов Чингисхана, которые могли за один раз разбить армию из нескольких тысяч человек, владели именно тескао. Я занимаюсь тескао уже пять с половиной лет, до этого 25 лет занимался различными единоборствами, и могу с уверенность. сказать, что тескао нет равных.

Основная идея заключается в том, что скорость – это переход от напряжения к расслаблению. И если правильно включаешь в работу мышцы или связки, тем быстрее сможешь играть и не получать при этом травмы.

 

 

Если говорить о команде и физподготовке, то если бы школьную программу физической культуры построить на базе 200-300 упражнений тескао, то наши дети были бы здоровыми и спортивными.

Россия серьезно отстает в плане методик подготовки спортсменов. Это касается не только школ, но и подготовки профессиональных атлетов. Редкие исключения – это те виды спорта, в которых работают выдающиеся мастер.

 

Упражнение 1.

В одну руку взять дощечку или ракетку для настольного тенниса. Подкидывать ею вверх небольшой мячик. Одновременно другой рукой бить об пол баскетбольный мяч.

Упражнение 2.

Отжимания. Но каждая рука и каждая нога опираются не об пол, а о баскетбольные мячи. То же – при упоре обеих ног на один мяч. Также это упражнение выполняется с применением палки, которую необходимо все время удерживать поверх переднего мяча.

Упражнение 3.

Упор лежа. Одна рука упирается в мяч. Второй нужно бить маленький мячик.

Упражнение 4.

Встать лицом к стене на расстоянии 20-30 см от нее. Одной рукой бить мяч о пол, другой о стену. Делать это одновременно. Это же упражнение выполнять, повернувшись спиной к стене.

Упражнение 5.

Сесть на баскетбольный мяч. Удерживать равновесие, приподняв ступни от пола, руками бить об пол мячи среднего размера.

 

Герасимов Ю.Н.

Самбо - это универсальное боевое искусство, которое позволяет изучать его для самообороны, эффективного нападения и саморазвития, улучшения здоровья, физической формы. В боевом самбо не гнушаются болевыми или удушающими техниками, нередко дело доходит для травматизма даже на соревнованиях. В отличие от большинства боевых искусств, самбо представляется скорее как спортивная дисциплина, здесь практически не уделяется внимания какой-либо философии или кодексам.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения старого капиталистического и рождения нового социа-листического общества. Для защиты молодой социалистической Родины необходима была армия, которую Коммунистическая партия под руководством В. И. Ленина создала. Армию нужно было обучить самым современным способам ведения боя, в том числе и рукопашного.

История нашей Родины богата яркими примерами умения вести массовый рукопашный бой. В прошлом он являлся основным способом боевых действий. В рукопашных поединках русские войска всегда отличались отвагой и стойкостью, часто представляли несокрушимую силу для врага.

В годы гражданской войны и борьбы с иностранной интервенцией по инициативе В. И. Ленина был издан Декрет о всеобщем военном обучении, составной частью которого была физическая подготовка трудящихся. Одним из основных видов военной подготовки во Всевобуче были преодоление препятствий и рукопашный бой. В ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции Всевобуч обеспечивал подготовку пополнения Красной Армии.

Исходя из опыта 1-й империалистической и гражданской войны, а также активной подготовки к рукопашному бою армий капиталистических стран, возникла необходимость дальнейшего совершенствования подготовки к рукопашному бою Красной Армии. На протяжении двадцатых годов в обучение рукопашному бою вводятся новые разделы: бой подручными средствами, бой без оружия; кроме того, со-вершенствуется техника штыкового боя, происходят серьезные изменения в обучении рукопашной схватке в условиях, максимально приближенных к реальному бою. 

«ДЖИУ-ДЖИЦУ». ИСКУССТВО ЛОВКОСТИ И ГИБКОСТИ Николаев (газета «Красноармейская звезда» от 30 сентября 1927 г.) Недавно на собрании ячейки Осоавиахима при штабе СибВО состоялся доклад тов. Ощепкова о японской системе индивидуальной самозащиты — «джиу-джицу».

 

Ощепков В.С.

Итоги доклада тов. Ощепкова были подведены и обсуждались особой комиссией ячейки ОСО, и было решено до окончательной проработки этого вопроса в научно-исследовательской комиссии организовать из сотрудников штаба округа группу по изучению «джиу-джицу». 

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ «ДЗЮУ-ДЗЮЦУ»

Слово «дзюу-дзюцу», или, как у нас по ошибке называют, «джиу-джицу» в переводе означает «искусство ловкости и гибкости». В основу ее как самозащиты против вооруженного и невооруженного противника входит прежде всего учет закона равновесия противника, умелое использование его тяжести и силы для нанесения ему поражения, экономия своих сил и энергии, ловкость и быстрота бросания его на землю путем применения различных подножек, приемов перебрасывания его через бедро, поясницу и плечо.

В случае крайней необходимости не исключается возможность применения так называемых ключей или грифов, приемов удушения и ударов руками и ногами на разные расстояния. Имеются также специальные приемы для приведения в чувство удушенного противника. В  результате изучения «дзюу-дзюцу» развивается быстрота, подвижность и гибкость рук, ног и поясницы, укрепляются мышечно-связочный аппарат, сердце, легкие, нервная система и воспитывается смелость, ловкость, сообразительность, а в смысле самообороны развивается как бы механическая защита от нападения врасплох.

«ДЗЮУ-ДЗЮЦУ»— В КРАСНУЮ АРМИЮ!

Поскольку в настоящее время в иностранных армиях воскресает штык, как сказал Эмден в 78-м номере «Красноармейской звезды», а у нас этот самый штык всегда был и есть главным оружием пехоты, то отсюда вывод: дать самый широкий размах развитию фехтования на саблях и винтовках в нашей армии. Причем фехтование проводить только практически, как это принято в японской армии, а не в виде скучных приемов тыканья штыком в чучело; приемы фехтования совместить с приемами «дзюу-дзюцу».

Для этого необходимо, чтобы каждая часть обзавелась в достаточном количестве масками, нагрудниками и деревянными винтовками.

Практические упражнения фехтования и «дзюу-дзюцу» проводить на свежем воздухе по утрам или вечерам — ежедневно не менее часа. Это вызовет большой интерес и явится одним из полезных спортивных развлечений нашей армии.

Поскольку «дзюу-дзюцу» введена в империалистических государствах, с армиями которых нам рано или поздно придется столкнуться, то и мы обязаны знать то, что знают наши враги.

Кстати, несколько слов относительно докладчика. Ощепков в  течение семи лет изучал в Японии японский язык и попутно с этим окончил Кодокан, пятилетний спортивный институт «джиу-джицу»

Слово «джиу-джицу», или, вернее, «дзюу-дзюцу» (в Японии говорят «дзюу доо»), в переводе на русский язык означает «искусство ловкости и гибкости».

В основу «джиу-джицу» как самозащиты входит прежде всего учет закона равновесия противника, умелое использование его тяжести и  силы для нанесения ему поражения. Для этого «джиу-джицу»

учит пользоваться каждым удобным случаем, каждой оплошностью противника.

Для знающего приемы «джиу-джицу» преимущества противника в  мускульном отношении не играют почти никакой роли. Знаменитые броски «джиу-джицу» производятся умелым отступлением при нападении противника.

Противник, делая резкие и сильные движения, не встречает противодействия и, повинуясь закону инерции, подается вперед за своим движением, теряя при этом равновесие. Этим с выгодой для себя пользуется знаток «джиу-джицу». Он стремительно сбивает противника с  ног путем бросков через подножку, бедро, поясницу, плечо и голову. При отражении нападения с  палкой, шашкой, ножом, револьвером, винтовкой, помимо бросков, наносятся удары ногами и  руками, выкручиваются суставы рук и  ног, делается удушающее сдавливание дыхательных путей и органов. Все это может проделываться в  такой степени, чтобы только заставить противника отказаться от дальнейшего нападения, совершенно не причиняя ему серьезного вреда.

«Джиу-джицу» не требует физической силы. Здесь играет важную роль ловкость и проворность. В этом главный секрет «джиу-джицу».

 

«ДЖИУ-ДЖИЦУ» В ЕВРОПЕЙСКИХ АРМИЯХ

Докладчик успешно продемонстрировал ряд приемов «джиу-джицу» и на заданные ему вопросы дал исчерпывающие ответы. Из показанных приемов можно было заключить, что «джиу-джицу» действительно глубоко продуманная и хорошо разработанная система самозащиты.

Она имеет ряд преимуществ перед боксом.

Приемы «джиу-джицу» поражали своей красивой техникой выполнения и произвели на присутствовавших исключительное впечатление.

Нападения с револьвером, палкой, ножом, саблей и винтовкой отражались с особенной ловкостью.

«Джиу-джицу» является японской системой самозащиты. Но понемногу ее начинают перенимать и европейцы. Еще до империалистической войны англичане, гордившиеся своими боксом, после ряда поражений (японские джиуджисты выступали против английских боксеров) признали «джиу-джицу» полезным видом физической подготовки и самозащиты и стали вводить у себя в армии.

За Англией последовала Франция, которая имеет свою систему самозащиты и, несмотря на это, все же сочла необходимым ввести «джиуджицу» у себя в армии. В последнее время приемам «джиу-джицу» обучается и американская армия.

В японской армии большое внимание уделяется физподготовке вообще, а фехтованию на винтовках и «джиу-джицу» в особенности.

Доклад тов.  Ощепкова обсуждался особой комиссией ячейки ОСО при штабе СибВО, и было решено до окончательной проработки этого вопроса в научно-исследовательской комиссии организовать из сотрудников штаба округа группу по изучению «джиу-джицу». Группа эта быстро сорганизовалась и сейчас ведутся занятия.

В 1935 г. при Ленинградском гарнизонном доме РККА организуются шестимесячные курсы инструкторов по спортивной борьбе и рукопашному бою без оружия. Слушателями курсов были военнослужащие военных школ Ленинградского гарнизона, занятия проводил И. В. Васильев (окончивший в 1934 г. двухгодичную школу профсоюзов им. Н. М. Шверника при ГЦОЛИФК, где прошел полную программу дзюдо под руководством В. С. Ощепкова).

 

Курсы в Ленгарнизоне закончили 18 человек. В военных школах начинают проводиться учебно-тренировочные занятия по новому виду борьбы, а затем в соревнования на первенство гарнизона включается борьба вольного стиля (дзюдо). В 1935 г. организовываются трехмесячные курсы по борьбе вольного стиля и в ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта для преподавателей физической культуры вузов. Это вызвано тем, что в новые учебные программы всех учебных заведений включается изучение самозащиты в объеме требований ГТО II ступени. Эти курсы окончили 28 человек, многие из них в дальнейшем посвятили всю свою жизнь тренерской работе по новому виду борьбы. После завершения работы курсов было проведено организационное собрание городской секции борьбы вольного стиля, на котором избирается бюро городской секции в составе пяти человек: И. В. Васильев — председатель, В. Г. Кузовлев, С. В. Дашкевич, С. В. Магеровский, А. М. Ларионов.

В 1936 г. в спортивных коллективах, особенно вузов, стали создаваться секции борьбы вольного стиля. Такие секции были созданы в Москве: в ГЦОЛИФК, на заводе им. Авиахима, в Московском энергетическом институте, в Московском университете, в Государственной консерватории; -в Ленинграде: в ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта, в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, в Институте инженеров гражданского воздушного флота, в Институте связи им. Бонч-Бруевича, в Институте инженеров железнодорожного транспорта, в Механическом техникуме, в Авиатехникуме, в спортивных обществах «Судостроитель», «Красный кондитер», «Темп» и в некоторых военных училищах.

Впервые в план спортивных мероприятий Ленинграда на первое полугодие 1937 г. включаются соревнования как на первенство добровольных спортивных обществ, низовых спортивных коллективов, так и между ними на первенство города по борьбе вольного стиля. Кроме того, в этот план включаются соревнования между вузами и техникумами, матчевая встреча' сборных команд городов Москвы и Ленинграда.

В 1937 г. создается Всесоюзная секция (федерация) борьбы вольного стиля (дзюдо). Председателем секции избирается В. С. Ощепков.

Летом 1937 г. при ГЦОЛИФК открывается Высшая школа тренеров по борьбе, которая готовила тренеров высшей квалификации по всем видам борьбы, в том числе и по борьбе вольного стиля (дзюдо). Эту школу окончили спортсмены, которые посвятили всю свою жизнь становлению и развитию нового вида борьбы (Будзинский, Гулевич, Спун- гин, Маслов, Щукин, Кармилицын, Симкин, Шаров, Демидов и др.).

В РККА выходит «Курс физической подготовки Сухопутных войск РККА 1937 г. (КПФ-37)», которым отменяются все ранее существовавшие программы и нормативы по физической подготовке. Третья глава данного курса предусматривает программы и учебно-методические указания, где наряду с гимнастикой, лыжной подготовкой, .плаванием и переправами вплавь, спортивными играми имеется и раздел подготовки к рукопашному бою.

В разделе «Подготовка к рукопашному бою» определены целевая установка, дан расчет часов по периодам обучения, программа обучения и тренировки. На подготовку к рукопашному бою для пехоты отводилось: 50 часов — для военнослужащих 1-го года службы и 26 часов — 2-го года. Из них: на штыковой бой — 24 ч, приемы нападения и защиты невооруженного против вооруженного — 2 ч, приемы нападения и защиты двух невооруженных — 2 ч, остальное время распределялось на передвижение и преодоление препятствий, приемы нападения и защиты с большой и малой лопатами и другими подручными средствами.

Вместе с тем, курсом предусматривались правила оценки преодоления препятствий, гранатометания и штыкового боя, схемы 1-го и 2-го зачетных упражнений по преодолению препятствий, гранатометанию и штыковому бою. 

В 1938 г. экспериментальной фотокиномастерской Ленинградского клуба мастеров спорта массовым тиражом выпускаются «Наглядные таблицы по самозащите (дзюдо) комплекса ГТО II ступени». Они предназначались как учебное пособие для добровольных спортивных обществ, вузов, техникумов и преподавателей физкультуры. Авторами данного пособия были И. В. Васильев и А. М. Ларионов.

В мае 1938 г. в Ленинграде проводится первенство города по борьбе вольного стиля (дзюдо) среди спортсменов 2-го разряда, 10 спортсменов впервые выполняют требования Всесоюзной классификации для первого спортивного разряда. В Москве 3 июня на аналогичном первенстве города 25 спортсменов выполнили первый спортивный разряд.

Опыт обучения войск и боев у озера Хасан (1938 г.) послужил основой для разработки и издания Наставления по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38). В данном наставлении комплексно изложена методика обучения приемам и действиям в рукопашном бою, способы передвижения, преодоления препятствий и метания ручных гранат. Наставление было разработано кафедрой рукопашного боя и фехтования Военного факультета ГЦОЛИФК (создана в 1932 г.), в авторскую группу входили: Т. И. Климов (начальник кафедры), Ю. К. Мордовии, В. В. Вышпольский и Н. М. Галковский.

«Подготовка к рукопашному бою,— говорилось в НПРБ-38,— является одним из важнейших разделов боевой подготовки командиров и бойцов к действиям во время атаки, т. е. в ответственнейший и самый напряженный момент боя. Обучению и тренировке в рукопашном бою подлежат все бойцы, командный и начальствующий состав РККА.

 

Каждой схватке на штыках или с другим оружием рукопашного боя во время атаки и контратаки обязательно предшествуют различные действия. В связи с этим обучение рукопашному бою должно сочетаться с обучением приемам и способам действий во время атаки: ходьбе, бегу, ползанию, преодолению препятствий и гранатометанию»

НПРБ-38 состояло из 5 глав: «Основные положения»; «Общие организационно-методические указания»; «Подготовительные, контрольные и зачетные упражнения»; «Приемы и действия в рукопашном бою (владение холодным оружием; способы передвижения; способы преодоления препятствий; способы метания ручных гранат)», «Инвентарь и принадлежности для подготовки к рукопашному бою» и приложения (комплект-минимум ротного инвентаря и принадлежности для проведения занятий по рукопашному бою).

В раздел «Владение холодным оружием» включены приемы штыкового боя (винтовка с боевым штыком; бой на фехтовальных винтовках); приемы боя винтовкой без штыка, малой и большой лопатой; приемы боя невооруженного с вооруженным.

В обучение бою без оружия впервые были введены упражнения, которые способствовали освоению приемов в усложненных условиях. Одним из таких упражнений была «борьба-бой», в которой разрешалось применять подножки и с помощью их бросать противника на землю в единоборстве. Вторым упражнением был бой невооруженного с вооруженным винтовкой с эластичным штыком. Невооруженный был экипирован в фехтовальный костюм с маской. Вооруженный винтовкой побеждал, если ему удавалось первому нанести укол, а невооруженный для победы должен был уклониться от укола и захватить винтовку рукой.

В июне 1938 г. в Москве был проведен первый Всесоюзный учебно-тренировочный сбор специалистов по борьбе вольного стиля (дзюдо). Начальником сбора был А. М. Рубанчик, старшим тренером — А. А. Харлампиев, тренерами— А. Будзинокий, Н. Сазонов, А. Неведомский, Б. Васюков. Сбор проходил в течение месяца, на нем присутствовало 26 человек — представители Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны, в том числе и от национальных республик. Большинство участников сбора с периферии были слабо подготовлены в технике и тактике борьбы. Поэтому занятия начались с изучения азов борьбы, а именно: страховки, самостраховки, бросков, болевых приемов в партере и удержаний, вольных схваток (для отработки изученных приемов). В конце учебно-тренировочного сбора был проведен зачет и каждый участник получил удостоверение, в котором указывалась его квалификация.

 

Харлампиев А.А.

 

7 июля 1938 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по борьбе вольного стиля (дзюдо), на которой присутствовали все участники учебно-тренировочного сбора и некоторые спортсмены спортивного общества «Крылья Советов». Ни преподаватели ГЦОЛИФК, ни тренеры спортивных обществ, ни спортсмены Москвы участия в конференции не принимали. Несмотря на это, на конференции было принято несколько важных решений по дальнейшему развитию спортивной борьбы вольного стиля в СССР.

Во-первых, борьба вольного стиля (дзюдо) переименована в борьбу вольного стиля;

во-вторых, утвержден проект первых Всесоюзных правил соревнований по борьбе вольного стиля 1938 г. (за основу взяты правила состязаний матчевой встречи городов Москвы и Ленинграда 1937 г.);

в-третьих, после доклада А. А. Харлампиева утверждена представленная им систематика приемов борьбы вольного стиля (содержащая 5000 приемов борьбы в стойке и 3000 приемов борьбы в партере);

в-четвертых, избран новый состав Всесоюзной секции борьбы вольного стиля, в который вошли представители городов и республик, председателем избран А. М. Рубанчик.

Кроме того, заслушаны и обсуждены предложения участников конференции о Всесоюзных соревнованиях на 1938 и 1939 гг.

Данная конференция поручила А. М. Рубанчику и А. А. Харлампиеву разработать проект приказа Всесоюзного комитета физической культуры и спорта при Совнаркоме СССР о мероприятиях по дальнейшему развитию борьбы вольного стиля в стране и об издании правил соревнований по данной борьбе.

16 ноября 1938 г. ВКФКиС при СНК СССР издал приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля» (авторы проекта приказа — А. М. Рубанчик и А. А. Харлампиев). Это положительно повлияло на дальнейшее становление борьбы в СССР. Однако неправильное трактование предпосылок ее возникновения в стране привело к различным толкованиям истории развития рукопашного боя и становления борьбы самбо в Советском Союзе.

С 6 по 18 ноября 1939 г. в Ленинграде состоялось личное первенство СССР по борьбе вольного стиля, в котором приняло участие 70 спортсменов из различных городов страны (Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Гомеля и др.).

16 спортсменов выполнили требования Всесоюзной спортивной классификации, соответствующие званию «Мастер спорта СССР». Первыми чемпионами Советского Союза стали: москвичи Будзинский, Чумаков, Коберидзе; ленинградцы — Куликов, Петкевич, Иванов; харьковчанин Никельский и представитель Краснознаменного Балтийского флота Пономаренко.

С 1939 г. начинают проводиться состязания и по рукопашному бою (спортивному), в них входило преодоление полосы препятствий и бой на винтовках с эластичным штыком. Такие состязания проводятся на первенство воинских частей, соединений, военно-учебных заведений, военных округов, а также на первенство РККА и СССР.

29 ноября 1939 г. СНК утверждает положение и нормы нового Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР», который вводится с 1 января 1940 г. В новом комплексе ГТО II ступени предусмотрена обязательная норма для сдающих (мужчины) по защите и нападению, состоящая 26 из 10 приемов, обязательно необходимо было уметь их применять в спортивной борьбе вольного стиля и в боевой обстановке при нападении сзади, при уколах штыком, при ударах сверху холодным оружием, .при вооружении двух человек винтовками со штыками. Для сдающих нормы на «отлично», кроме того, надо было иметь не ниже 3-го спортивного разряда по борьбе вольного стиля.

В 1940 г. издается первый учебник по фехтованию и рукопашному бою для студентов физкультурных вузов. Учебник был написан сотрудниками ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта и Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры под общей редакцией К. Т. Булочко, В. К. Добровольского и А. Ц. Пуни.

В первом разделе «Общая часть» раскрыта история дисциплины, рассмотрены следующие вопросы: психологические предпосылки к обучению и тренировке, физиологические предпосылки к методике обучения и тренировке, гигиена фехтования и рукопашного боя, места занятий, оборудование и инвентарь; во втором разделе «Фехтование» раскрываются основы методики обучения и тренировки, приемы фехтования на рапирах, эспадронах, винтовках с эластичным штыком, организация соревнований и судейства; в третьем разделе «Рукопашный бой» раскрыты методика обучения и тренировки в рукопашном и штыковом бою, приемы боя с коротким оружием, невооруженных и невооруженных против вооруженного, рубка, организация соревнований и судейство. Учебник сыграл важную роль в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в стране.

На основе требований НПРБ-38 и опыта военных действий 1938—1940 гг. майором Нечаевым А. Б. в 1940 г. разрабатывается учебное пособие «Бой на винтовках с эластич-ным штыком» для начальствующего состава.

В 1940 г. борьба вольного стиля переименовывается в вольную борьбу. Вопрос о ее переименовании возникал еще на 1-м учебно-методическом сборе в 1938 г., но был отклонен, так как вольная борьба имела широкое распространение за пределами СССР. Но вместе с тем одинаковое название двух совершенно разных по содержанию видов борьбы вносило только путаницу. Н. М. Галковским было разработано учебное пособие «Вольная борьба» для секций физической культуры по подготовке к сдаче норм ГТО II ступени. В пособии подробно описывались техника спортивной борьбы вольного стиля и боевые приемы комплекса ГТО II ступени, кроме того, помещены иллюстрации описанных приемов, изложены общие принципы вольной борьбы: элементы тактики, методика отдельных частей и всего урока в целом, описано оборудование мест занятий и спортивный инвентарь.

Для секций физкультурных коллективов выходит учебное пособие (1940 г.) К. Т. Булочко и М. В. Лукичева «Рукопашный бой и фехтование». Авторы излагают краткий очерк развития рукопашного боя и фехтования, предлагают технику, тактику и методику рукопашного боя, организацию соревнований.

В связи с переименованием борьбы вольного стиля в вольную борьбу переиздаются и Всесоюзные правила по вольной борьбе. С 28 ноября по 1 декабря 1940 г. в Москве проводится личное первенство СССР по вольной борьбе (второе). В нем приняли участие 60 спортсменов, представлявших 11 городов Советского Союза.

В то же время (1940 г.) разрабатываются правила соревнований по рукопашному бою, в которых излагается система их организации и проведения. Выходит пособие по применению инвентаря и принадлежностей для фехтования и рукопашного боя.

3 июня 1941 г. состоялось первенство г. Ленинграда по вольной борьбе, это было последнее предвоенное первенство.

С учетом опыта боев на Дальнем Востоке (1938—1939 гг.) и против белофиннов (1939—1940 гг.) выходит новое Руководство по подготовке к рукопашному бою (РПРБ-41) под общей редакцией Г. А. Калачева. В его разработке принимали участие А. А. Тарасов, Н. И. Харламов, И. Н. Григорьев, К. Т. Булочко. Главу 4-ю руководства «Приемы боя невооруженного с вооруженным (обезоруживание нападающего с револьвером, винтовкой, кинжалом из различных положений)» разработал преподаватель ГЦОЛИФК Б. А. Сагателян. 21 марта и 20 мая 1941 г. в журнале «Физкультура и спорт в Красной Армии» № 3 и 4 были опубликованы статьи Б. А. Сагателяна «Бой невооруженного с вооруженным» и «Обезоруживание вооруженного малой лопатой». В статьях автор подробно описывает технику и методику обучения, даны иллюстрации приемов. Эти приемы вошли в новое руководство.

В руководстве даны указания по проведению в процессе занятий комплексной тренировки в приемах преодоления препятствий, метания гранат и рукопашного боя. Вместе с этим приказом Народного Комиссара обороны СССР предусматривается создание штурмового городка для каждого полка.

 

РАЗВИТИЕ РУКОПАШНОГО БОЯ И БОРЬБЫ САМБО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

 

Великая Отечественная война потребовала изменений в подготовке резервов для фронта. Государственный Комитет Обороны СССР постановлением от 17 сентября 1941 г. вводит всеобщее военное обучение. В октябре 1941 г. постановлениями СНК СССР вводится военно-физическая подготовка для 1—4-х классов неполных и средних школ, допризывная военная подготовка для учащихся 5—10-х классов неполных и средних школ, а также для учащихся техникумов.

В соответствии с требованиями военного времени перестраивается и комплекс ГТО, в 1942 г. в него вносятся некоторые изменения и дополнения, вводятся требования по строевой подготовке, знанию материальной части винтовки, умению переползать и вести штыковой бой и т. д.

 

Закончилась война, вернувшиеся с ее фронтов спортсмены приступили к тренировкам по борьбе. Так, уже 14 июня 1946 г. в Ленинграде состоялся чемпионат города по вольной борьбе, а 25 августа того же года в Ленинграде (ЦПКиО им. С. М. Кирова) был проведен первый послевоенный матч по вольной борьбе между командами городов Москвы и Ленинграда. Победу одержали ленинградцы.

Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (1946 г.) третий раз вносит изменения в содержание комплекса ГТО II ступени. Из со-держания комплекса исключаются боевые приемы, а остается только спортивная борьба.

В марте 1947 г. В Ленинграде состоялся 2-й Всесоюзный учебно-тренировочный сбор специалистов вольной борьбы, старшим тренером сбора назначается А. А. Харлампиев. По окончании обора была проведена 2-я Всесоюзная конференция специалистов борьбы, которая и приняла решение о переименовании «вольной борьбы» в борьбу «самбо» (самозащита без оружия). После исключения из борьбы (вольной, а в дальнейшем — и самбо) прикладного раздела обучение молодежи боевым приемам прекращается. Самбо сохранила за собою право называться только прикладным видом спорта. В Советской Армии боевой раздел самбо получил дальнейшее свое становление в свете требований к рукопашному бою на каждом этапе развития вооруженных сил. Спортивная борьба самбо получила широкое развитие в армии как вид спорта. Армейские спортсмены добились высоких спортивных результатов по самбо и внесли свой вклад в достижения советских спортсменов на международной арене.

В декабре 1947 г. в Москве состоялся первый послевоенный чемпионат СССР по борьбе самбо.

В 1948 г. издается новое, с учетом опыта Великой Отечественной войны, Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР, в котором рукопашный бой выделен в самостоятельный раздел физической подготовки войск. В содержание 4-й главы НФП-48 включены только приемы боя карабином и гранатометания.

В 1949 г. издается учебное пособие «Борьба самбо», написанное А. А. Харлампиевым. Его содержание: глава 1 — -'Обоснование техники борьбы»; глава 2 — «Техника борьбы»; глава 3 — «Тактика борьбы»; глава 4 — «Методика обучения борьбе (планирование и проведение уроков по борьбе самбо и методика обучения приемам)»; глава 5—«Методика тренировки самбистов»; глава б — «Правила борьбы самбо»; глава 7 — «Организация и проведение соревнований»; глава 8 — «Место для борьбы»; глава 9 — «Инвентарь»; глава 10—«Первая помощь при повреждениях»; глава 11 — «Советы начинающим самбистам». Из содержания учебного пособия видно, что оно охватывало все вопросы организации и проведения борьбы в секции любого физкультурного коллектива. Это было первое пособие по борьбе под названием «самбо».

В ходе войны и после нее проводятся состязания по спортивному рукопашному бою на первенство воинских частей, коллективов физкультуры, а после войны — на первенство Вооруженных Сил СССР и Советского Союза. Данные соревнования проходили до 1952 г., затем их перестали проводить, что, конечно, было шагом назад в развитии рукопашного, особенно штыкового, боя в армии.

Соревнования по фехтованию на карабинах с эластичным штыком на первенство Советского Союза проводились до 1958 г., а в Советской Армии — до 1967 г. Если подготовка к спортивным соревнованиям и участие в них в какой-то мере компенсировали недостатки в обучении штыковому бою, которому перестали уделять достаточное внимание в процессе учебных занятий, то с прекращением состязаний на карабинах с эластичным штыком все это значительно повлияло на обучение личного состава штыковому бою в войсках и вузах.

Универсальный бой, как вид спорта, изначально создавался как комплексное прикладное единоборство, которое интегрировало в себя лучшие российские и зарубежные наработки и прогрессивный зарубежный опыт в области рукопашного боя, а также прикладных и спортивных единоборств. 

Практическое воплощение этой задачи в 1996 году возглавил Олимпийский чемпион по борьбе дзюдо 1976г., кандидат педагогических наук Новиков С.П., под руководством которого подготовлена концепция и первый вариант правил «Русского Боя». 

В 1997 году российское телевидение начало пропагандировать этот вид спорта в программе «Русский бой». Соревнования вызвали большой интерес в России и за её пределами. Особо заинтересовались этим видом спорта представители силовых структур и спецподразделений. 

На международной арене этот вид спорта получил название «Универсальный бой». В 2000 году в Виннице состоялся учредительный конгресс Международной любительской Федерации «Универсальный бой» (ФИАУ). Федерация была зарегистрирована 12 декабря того же года во Франции. Президентом федерации был избран Сергей Петрович Новиков. 

Впоследствии была создана Международная любительская федерация «Зимний Унифайт»(FIAWU), президентом которой также является Сергей Петрович Новиков. 

В настоящее время членами ОСФ УБ являются: 36 региональных федераций и 16 региональных отделений, 43 из которых имеют государственную аккредитацию.

Таким образом, боевая подготовка в современной России должна быть восстановлена с учетом лучших традиций СССР. Тот "социальный мусор", который захламил иерархии, ответственные за данный вопрос, нужно ротировать и заменить на лиц, руководствующихся государственным, а не частным интересом. Тогда боевая подготовка будет воссоздана в России и послужит основой для отражения любой агрессии. Перспективным новым и дополнительным направлением боевой подготовки является подготовка к ведению идеологического, психологического, информационного, когнитивного боя, разработанная в годы СССР военно-научной школой Чигирева В.А. и Юнацкевича П.И.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

Арутинов Е. Изучайте приемы рукопашного боя. Пятигорск, 1942.

Булочко К. Т. Физическая подготовка разведчика. М.: Воен-издат, 1945.

Волков В. П. Курс самозащиты без оружия «самбо»: Учебное пособие для школ НКВД. М.: Изд. школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР, 1940.

Галковский Н. М. Вольная борьба. М.: ФиС, 1940.

Герасимов Ю.Н. Соревновательная надежность дзюдоистов высокого класса и педагогические методы ее совершенствования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л.: ВДКИФК, 1985.- 199 с.

Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Герасимов Н.Ю., Паулина М.М., Сободырев В.А. Педагогический контроль соревновательной надежности дзюдоисток – субъектологический подход. – Санкт-Петербург, АЭСТ, 2020.

https://iov.ast.social/news/1028-pedagogicheskij-kontrol-sorevnovatelnoj-nadezhnosti-dzyudoistok-sub-ektologicheskij-podkhod.html

Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Завьялов И.А., Иванов Д.М., Юнацкевич Д.П., Яковлев А.В. Совершенствование соревновательной надежности дзюдоисток - квантовый метод 

https://iov.ast.social/news/1030-sovershenstvovanie-sorevnovatelnoj-nadezhnosti-dzyudoistok-kvantovyj-metod.html

Герасимов Ю.Н.. Завьялов И.А., Лаазик П.Н. Динамическая коррекция состояний опорно-двигательного аппарата женщин, занимающихся дзюдо.- В кн.: Физиологические, клинические и математические проблемы спортивной медицины. Тарту. Тартуский университет, 1990, с. 114-120.

Евстафьев Б. В. Страницы истории института. Л.: ВДКИФК, 1983.

Красоткин Л. Н. Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей. Л., 1943.

Курс физической подготовки Сухопутных войск РККА 1937 г. (КРП-37). М.: Воениздат, 1937.

Методические указания по рукопашному бою для частей, учебных подразделений и курсов Ленфронта. Л., 1943.

Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38). М.: Воениздат, 1938.

Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1954.

Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78). М.: Воениздат, 1979.

Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя. М., 1930.

Передвижение, преодоление препятствий и рукопашный бой: Учебник для слушателей факультета/Под ред. А. П. Варакина и В. М. Кулешова. Л.: КВФФКиС при ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1961.

Плахтиенко В.А., Братчикова Т.М., Герасимов Ю.Н., Нерушенко В.В. Применение мини-ЭВМ в социологических исследованиях спортивных команд. В кн.: Тезисы докладов всесоюзной научно-технической конференции «Электроника и спорт- !X». М.: ВНИИФК, 1988, с. 86.

Преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой: Учебник для слушателей КВИФКиС им. В. И. Ленина/Под ред. А. Б. Нечаева. Л.: КВИФКиС, 1954.

Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии (РПРБ-41). М.: Воениздат, 1941.

Рукопашный бой и фехтование/Под общ. ред. К. Т. Булочко, А. Ц. Пуни, В. К. Добровольского. М.—Л.: ФиС. 1940

Рукопашный бой: Правила соревнований. М.: ФиС, 1940, 1944, 1946.

Рукопашный бой: Учебник для курсантов и слушателей института/Под ред. Ю. Т. Чихачева. Л.: ВДКИФК. 1979.

Саланин И. В. Развитие физической культуры и спорта в Приморье за 50 лет Советской власти: Дис. ... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1969. Машинопись.

Самозащита без оружия. 3-е изд., перераб. М.: ЦС «Динамо», 1933.

Сборник постановлений о физкультуре партийных, государ¬ственных, общественных организаций. М. — Л.: ОГИЗ — физкультура и туризм, 1933.

Симкин Н.Н. Ближний бой. М., 1944.

Соколов П.П., Герасимов Ю.Н. Помоги себе сам.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 238с.

Способы защиты и нападения без оружия (французская борьба, бокс, джиу-джитсу). Л.: Госвоениздат, 1925.

Тарасов А. А. Уничтожай врага в рукопашной схватке. Красноярк, 1942.

Теория и практика физических упражнений (пособие для комсостава РККА). Л., 1925.

Физическая подготовка ВВС РККА. М.: Воениздат, 1932.

Харлампиев А. А. Борьба самбо: Учебное пособие, часть первая; Самбо (боевые приемы), часть вторая. М.: Воениздат, 1952.

Чмыхов В.В., Герасимов Ю.Н.., Герасимов Н.Ю., Фатуев С.В. Физическая подготовка и спорт в совершенствовании надежности взаимодействия спецподразделений. - В кн.: Взаимодействие спецназов силовых структур вооруженных сил Российской Федерации - важнейший фактор успешной борьбы с терроризмом. М.: ОАО РосНИПИАгропром, 2008, - 162 - 168.

Чигирев В.А. Управление энергией человеческих масс. Ленинград, ВИКИ им. А.Ф. Можайского, НИЛ-4., 1986 г.

Юманов Н.А.,  Корнеев А.С., Герасимов Ю.Н., Чегирда И.Ф. Авторское свидетельство №300965 на изобретение: Устройство для тренировки функции равновесия. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений СССР  01 сентября 1989г.

Юнацкевич П.И., Герасимов Ю.Н., Герасимов Н.Ю. Развитие концепции юридической педагогики В.Я. Кикотя для подготовки следственных и руководящих кадров министерства внутренних дел России.  -  В кн.: Стратегия развития и национальная безопасность. М: 2018, №16 - с.52 – 62.

Юнацкевич П.И. История педагогики. СПб., ВКА им. А.Ф. Можайского, НИЛ-4, 1996 г.

 
 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт государственного управления.

^ Наверх